Жизнь и деятельность П. Лесгафта. Оценка теории физического образования П.Ф. Лесгафта Труды лесгафта по физической культуре

Вся жизнь Петра Францевича Лесгафта, биолога, анатома, антрополога, педагога, врача, создателя научной системы физического воспитания, руководителя крупного научно-исследовательского учреждения, прогрессивного общественного деятеля, связана с Петербургом.

Здесь он родился,получил образование, начал самостоятельную трудовую жизнь. Здесь прославил свое имя как ученый и воспитатель, терпеливый и настойчивый ваятель свободной творческой личности.

Здесь в Петербурге, он и похоронен морозным декабрьским днем под бдительным надзором полиции, никогда не оставлявшей его своим вниманием.

Петр Францевич Лесгафт был по достоинству оценен своими современниками, отмечавшими его исключительную научную честность, бескорыстие, независимость суждений, принципиальность и могучий аналитический ум. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

« не знаю что такое скука»,- сказал как-то Лесгафт. С таким же правом он мог сказать: «Я не знаю что такое покой», ибо вся его жизнь была решительным и каждодневным противодействием покою. К этому он призывал и своих учеников.

Среди многочисленных заслуг П. Ф. Лесгафта перед отечественной наукой особое место занимают созданная им оригинальная теория физического образования и система подготовки кадров для ее внедрения в жизнь. Оригинальный теоретик и искусный педагог- практик, Лесгафт оставил глубокий след в развитии физического воспитания в России в конце ХIХ - начале ХХ в. Многое в трудах Петра Францевича Лесгафта выходит за рамки исторического значения и может быть использовано в современной теории и практике физического воспитания и подготовке педагогических кадров этого профиля. Особого внимания заслуживает его концепция, построенная на признании взаимосвязи видов воспитания и развития. В советской педагогике на новой методологической основе эта концепция, подкрепленная многими новыми трудами, оформилась как принцип комплексного подхода к воспитанию и его исследованию.

Капитальные труды Лесгафта «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию», статья « О физическом образовании в профессиональной школе и др. сохранили свою научную значимость.

Научная деятельность Петра Францевича Лесгафта

Научно-педагогическая деятельность П.Ф.Лексгафта началась в Петербургской медико-хирургической академии, где после ее окончания он исполнял обязанности ассистента и презектора. Здесь он защитил две диссертации: на степень доктора медицины (1865г) и на степень доктора хирургии (1868г.). После защиты второй диссертации Лесгафт стал заве5довать кафедрой физиологической анатомии в Казанском университете, блестяще читал лекции, организовывал практические занятия и решительно выступал против консерватизма известной части профессуры и администрации.

За резкую критику существующих порядков в статье «Что творится в Казанском университете», опубликованную в одной из петербургских газет, Лесгафт был отстранен от педагогической деятельности. Посвятив себя врачебной деятельности, он обращается к физической культуре. В частном врачебном гимнастическом учреждении доктора А.Г. Берглинда он применяет физкультуру при лечении различных недугов. С 1874 г. Лесгафт начинает работать в Главном управлении военно-учебными заведениями, организует и сам проводит занятия по гимнастике во 2-ой Петербургской военной гимназии. В каникулярное время он выезжает в командировки для изучения подготовки учителей гимнастики в европейских странах. Обобщая личный педагогический опыт и материалы наблюдений, он пишет и публикует работы: «Основы естественной гимнастики» (1874г.), «Об отношении анатомии к физическому воспитанию»(1876г.) и «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы» (1877-1880гг.)

В 1887 г. Лесгафт по собственному желанию организует учебно-гимнастические курсы для подготовки учителей по гимнастике. В 80-е годы Лесгафт создает ряд значительных работ, где показывает единство физического и психического и раскрывает особенности физического развития и воспитания.

С 1886 г. П. Ф. Лесгафт - приват-доцент естественного факультета Петербургского университета. Он начинает курс лекций по анатомии, широко привлекая данные физиологии, психологии, антропологии и других наук. По свидетельствам очевидцев, лекции Лесгафта имели глубокое влияние на студентов, развивали мышление.

12 лет проработал П.Ф. Лесгафт в Петербургском университете и ушел из него, как из Казанского университета, протестуя против произвола и насилия. Это нашло отражение в следующих строках адреса, преподнесенного ему студентами: «…Вся Ваша жизнь и деятельность являются протестом против насилия в какой бы то ни было форме. И чем реже такие люди, тем они дороже. Мы видим в Вас не только нашего учителя, но лучшие идеалы, бескорыстного и благородного общественного деятеля»

Но даже активная педагогическая деятельность в университете не могла отвлечь Лесгафта от главных его устремлений - разработки своей системы физического образования и ее практического внедрения. Особое место среди работ 1887-1888 гг. занимают капитальные труды «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» и «Семейное воспитание ребенка и его значение»

Последующие, 90-е годы характеризуются большой организаторской деятельностью П. Ф. Лесгафта – ученого и педагога. Он создает различные курсы по подготовке руководителей физического воспитания и образования, биологическую лабораторию – научный центр и учебную базу со специальным печатным органом, руководит организацией детских площадок, катков по линии «Общества содействия физическому развитию учащейся молодежи», созданного по его инициативе.

При поддержке общества П.Ф. Лесгафт добился разрешения на открытие Курсов воспитательниц руководительниц физического образования (1896г.)

Научно-педагогическая и общественная деятельность Лесгафта, находившаяся под контролем царской полиции, затруднялась различного рода запрещениями. Так, в донесениях охранников отмечалось, что лекции и беседы Лесгафта « оказывают на слушательниц вредное влияние, вселяя в них революционные убеждения», и что многие слушательницы Лесгафта – «личности неблагонадежные».

Когда лее П. Ф. Лесгафт организовал сбор подписей под про­тестом по поводу избиения студентов-демонстрантов полицией и жандармерией, последовала его высылка из Петербурга как неблагонадежного (1901 г.). Однако, вернувшись через год из ссылки, Лесгафт продолжал активную общественно-педагогиче­скую деятельность на созданных им Курсах руководительниц физического образования. К чтению лекций привлекались про­грессивные ученые и общественные деятели: В. Л. Комаров, Е. В. Тарле, И. П. Павлов, Н. А. Морозов, А. А. Ухтомский, М. М. Ковалевский.

В документах охранки это получало соответствующую ин­терпретацию: «Сомнительное направление г. Лесгафта прояв­ляется, между прочим, в том, что г. Лесгафт за последние годы привлекает на свои курсы преподавателей, небезупречных в от­ношении политической благонадежности». Отмечается, что «бо­таник Комаров, удаленный за антиправительственный образ мыслей из разных учебных заведений, нашел себе пристанище на курсах Лесгафта» 1 (1904 г.). Даже временное закрытие Кур­сов руководительниц физического образования в 1905 г. в связи с участием слушательниц в событиях 9 января не только не из­менило общего направления деятельности Лесгафта, но и стиму­лировало ее расширение. Он принимает решение создать Выс­шие курсы по наукам биологическим, педагогическим и обще­ственным (открыты 21 декабря 1905 г.). Педагогическое отде­ление сохраняло направление и содержание Курсов руководи­тельниц физического образования. Свое новое учреждение Лесгафт неофициально называл «Вольной высшей школой».

16 февраля 1906 г. в помещении школы на собрании социал- демократических организаций Московско-Нарвского района с докладом выступал В. И. Ленин «О выборах в Государственную думу» и позднее - по вопросу об итогах IV (объединенного) съезда РСДРП *.

Агенты охранки докладывали: «На курсах Лесгафта 21 октября читались лекции исключи­тельно на тему о возможности добыть свободу в России лишь революционным путем» (1906 г.).

«... являются постоянным местом для противозаконных со­браний Курсы Лесгафта при С.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеров при весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведется в широких размерах... произносятся речи с призывом к насильственному низвержению всего ныне сущест­вующего строя» (1906 г.)**

«... в ночь с 18 на 19 декабря 1907 г. был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50 пу­дов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для от­правки, а также один пуд типографского шрифта и валик для печатания»***. Вскоре курсы как один из центров революцион­ной агитации в столице были закрыты (17 июля 1907 г.).

В начале нового века публикуются статьи П. Ф. Лесгафта: «Физическое образование в школах», «К вопросу о физическом образовании в школах» (1902 г.); «Значение школы» (1907 г.) и др. Осуществляется второе издание первой части «Руковод­ства по физическому образованию детей школьного возраста» (1904 г.). В год своей смерти П. Ф. Лесгафт успел опубликовать 2-е издание второй части «Руководства». Скончался П. Ф. Лес­гафт 11 декабря 1909 г. в Египте. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Петербурге. Похороны носили ха­рактер политической демонстрации против самодержавно-поли­цейского режима. В них участвовали свыше 5000 человек. На ленте одного из многочисленных венков выделялась надпись: «Ты жил впереди нас: время твоих идеалов еще не пришло».

Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизио­логического единства человеческой природы и роли физического образования во всестороннем развитии человека, утверждаемые П. Ф. Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций рус­ской педагогики XIX в., отраженных в трудах А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П. Ф. Лесгафта трудов И. М. Сеченова и К. Д. Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности и самобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо­-физиологических данных.

Отметим, что и К. Д. Ушинский признавал значение этих на­учных дисциплин для правильного понимания вопросов физиче­ского воспитания. Он писал: «... правила физического воспита­ния необходимо должны быть выведены из глубокого и обшир­ного знания анатомии, физиологии, патологии, иначе они будут бесцветны, бесполезны...»

П. Ф. Лесгафт блестяще сочетал эти знания психологии и пе­дагогики при глубоком понимании сущности физического воспи­тания (его теории и методики).

Исследователь трудов Лесгафта профессор Г. Г. Шахвердов, возглавлявший кафедру педагогики Ленинградского института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта, справедливо отмечал, что во всех областях научных знаний: в биологии, антропологии, ана­томии, физиологии, патологии, психологии, педагогике - он отрицал все мистические, метафизические, идеалистические тол­кования. Лесгафт стремился везде раскрыть реальные причинно- следственные связи изучаемых явлений и весьма преуспел в этом.

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физиче­ским развитием человека существует тесная связь, вполне вы­ясняющаяся при изучении человеческого организма и его от­правлений» и «тесная связь, существующая между непосредст­венными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармонического и умственного развития в шко­ле».

История развития педагогической теории

В истории развития педагогической теории П. Ф. Лесгафту принадлежит особое место - как основоположнику отечествен­ной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать ори­гинальную, стройную и развернутую систему физического обра­зования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Свой капитальный труд о физическом воспитании он назы­вает «Руководство по физическому образованию детей школьно­го возраста».

Физическое образование рассматривается как системное ос­воение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование чело­века, т. е. формирование его как личности, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «...задачей школы считать вы­яснение значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мыш­ление и понятие об истине, когда образуется человек».

В трудах П. Ф. Лесгафта - касаются ли они анатомии и фи­зиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма - человек всегда рассматривается как це­лостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соот­ветствующих им сторон воспитания.

П. Ф. Лесгафт не случайно подчеркивает необходимость да­вать «упражнения для того, чтобы приводить в соотношение вос­принимаемое глазом с ощущениями, связанными с движения­ми». Такие упражнения будут способствовать выработке уме­ний оценивать предстоящую работу и выполнять ее по слову, как рекомендовал Лесгафт. Физические упражнения могут играть существенную роль в развитии умственных и физических способ­ностей, повышать общий уровень готовности действовать умело и рационально. На современном уровне научного знания эти по­ложения ученого можно рассматривать как возможности совер­шенствования процесса управления человеком своими дейст­виями.

П. Ф. Лесгафтом были намечены пути реализации двух основ­ных, уже утвердившихся к тому времени в общей дидактике, принципиальных требований: сознательности и наглядности обу­чения применительно к условиям овладения физическими упраж­нениями.

Важно отметить, что П. Ф. Лесгафт проложил основной путь м решении таких методических вопросов теории физического вос­питания, как использование общих педагогических положений с учетом специфики конкретного вида деятельности, и др. С пози­ции единства умственного и физического воспитания решается Лесгафтом вопрос о единстве их методов. Анализ, синтез, срав­нение, характерные для умственного воспитания, являются основными при овладении двигательными действиями.

Впервые в методике обучения физическим упражнениям Лес­гафтом был поставлен вопрос о знании каждым занимающимся того, что он должен делать, зачем и как. Каждой педагогической задаче соответствует круг определенных упражнений, и на каж­дом этапе обучения определяются конкретные требования к действиям занимающихся.

Весьма своеобразными были позиции П. Ф. Лесгафта и в во­просе о наглядности обучения. В «Руководстве» он рекомендует следующее: «...со всеми требуемыми действиями необходимо зна­комить занимающихся непременно по слову, а не по показанно­му»; показ же должен уточнить и попрадить созданное словом представление. Таким образом, показ выступает как средство проверки учеником своих знаний, уточнения представлений, по­лученных ранее на основе восприятия объяснений учителя.

Не вызывает сомнений, что научно- педагогическое наследие П. Ф. Лесгафта далеко выходит за рамки только исторического значения и может рассматриваться как один из основных источников педагогической науки, содержащей идеи, богатство которых еще не полностью исчерпано.

Деятельность П. Ф. Лесгафта как основателя системы под­готовки кадров по физическому образованию началась с 1874 г., когда он был приглашен на работу в Главное управление воен­ных учебных заведений (ГУВУЗ). Эти учебные заведения испы­тывали острую потребность в учителях гимнастики. Лесгафту, уже известному в то время ученому, опубликовавшему работу «Основы естественной гимнастики», ГУВУЗ поручает ознако­миться с опытом подготовки учителей гимнастики за рубежом.

За два года (1875-1876) Лесгафт посетил ряд западноев­ропейских государств (26 городов) и изучал наиболее распро­страненные системы гимнастики и подготовки учителей этого профиля. Критический анализ этих систем обнаружил несостоя­тельность многих сложившихся теорий, и Лесгафт одновременно с разработкой собственной системы физического образования разрабатывает основы системы подготовки кадров, ее обеспечи­вающих.

Одно из главных ее положений - требование солидной педа­гогической подготовки. В связи с этим П. Ф. Лесгафт настаивал на понятии «педагогическая гимнастика», т. е. системе упражне­ний, решающей педагогические задачи. Для успешного их реше­ния, отмечает он, нужна общая теоретическая подготовка, фи­лософская, психологическая, физиологическая и т. п.

Говоря о теоретической подготовке, Лесгафт все время дела­ет упор на ее педагогическую направленность: «... врач может определить физическое развитие ученика, но он обыкновенно со­вершенно не знаком с отдельными упражнениями, а главное - с влиянием их на молодой организм». Преподаватель, пишет он, должен быть хорошо «знаком с физическими условиями того организма, который берется он воспитывать, чтобы он понимал влияние на организм тех упражнений, которые он применяет, и чтобы он имел такое педагогическое образование, которое руко­водило бы им при применении знакомого ему материала препо­давания к вполне известному ему молодому организму».

Анализируя труды П. Ф. Лесгафта, можно собрать полное профессионально-графическое описание той части педагогических кадров, которая связана со школой. Это описание будет адекватным современным представлениям о преподавателе физической культуры.

Для подготовки учителей «педагогической гимнастики» в военных гимназиях Лесгафт предлагал создать Центральный гимнастический институт. С требованиями широкой общеобразовательной и педагогической подготовки сочетались требования к оснащению такого учреждения гимнастический зал, оборудован­ный аппаратами, применяемыми при различных методах гимнастики;аудитория на 100 слушателей; помещение для практических антропологических занятий; химическая лаборатория; кабинет для физических аппаратов; место для бега, игр и упражнений в теплое время. Ставился вопрос и о статусе преподавателя гимнастики, равного другим преподавателям. Одновремен­но оговаривалась недопустимость к преподаванию лиц, знакомых только с технической стороной предмета.

В виде опыта в 1877 г. Лесгафтом были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы при 2-й петербургской военной гимназии. Они просуществовали под его непосредствен­ным руководством до августа 1882 г. Эти курсы по своему про­филю, учебному плану, программам, организации учебного процесса, требованиям к учащимся соответствовали типу высшего учебного заведения. Подобных им не было еще в мировой практике.

П. Ф. Лесгафтом были разработаны учебные программы по всемдисциплинам, многие из которых он вел сам. Практически подготовка учителей гимнастики была постепенно изменена на подготовку «лиц, знакомых с физическим воспитанием вообще, в частности же с гимнастикой, как одним из средств физического в оспитания». Система подготовки учителей гимнастики - руководителей физического образования, разработанная Лесгафтом, способствовала распространению его идей в области физического воспитания и образования.

Система гимнастики П. Ф. Лесгафта, по данным Г. Г. Шахвердова, к началу XX в. применялась его учениками в 162 го­родах России. По образцу своих первых учебно-гимнастических курсов Лесгафт создавал последующие, совершенствуя систему подготовки кадров по физическому воспитанию. Курсы руководительниц физического образования после Великой Октябрьской революции были преобразованы в Государственный институт физического образования им. П. Ф. Лесгафта (1919 г.), который затем (в 1930 г.) стал называться Государственным институтом физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.

Прогрессивная общественная, научная, педагогическая дея­тельность П. Ф. Лесгафта позволяет отнести его к числу выдаю­щихся представителей отечественной науки и культуры.

Сапунцова Светлана Николаевна.

тренер- преподаватель 1-й категории

МБУ ДО ДЮСШ №2 г. Таганрога

«История физической культуры»

«Учение П.Ф. Лесгафта о физическом

воспитании и его педагогическая деятельность»

Физическая культура – часть общей культуры общества; представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и развития их физических способностей. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и спортивных достижений; охватывает область общественной и личной гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха, использование естественных сил природы - солнца, воды и воздуха – в целях оздоровления и закаливания организма.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы показать значение учения П. Ф. Лесгафта о физическом образовании, всестороннем и гармоническом развитии личности для работы по олимпийскому образованию и воспитанию молодого поколения в наши дни, когда проблемы нравственного воспитания молодежи получили особую остроту и актуальность. Как ни странно, но под этим углом зрения труды и деятельность Петра Францевича Лесгафта в специальной литературе не рассматривались. При подготовке настоящей статьи мы опирались на труды П. Ф. Лесгафта, П. де Кубертена, а также многих отечественных и зарубежных авторов.

Прежде всего необходимо уточнить, что представляет собою олимпизм. Под олимпизмом мы понимаем совокупность философских (теоретических), педагогических, морально-этических и организационных идей и принципов, воплощающихся в олимпийском движении и Олимпийских играх как его кульминации.

Понятие «олимпизм» впервые выдвинул П. де Кубертен в 1912 году. «Олимпизм, – писал он, – объединяет, как сноп солнечных лучей, принципы, которые способствуют совершенствованию человека». Эти идеи легли в основу Олимпийской хартии, в первых строках которой говорится о гармоничном, всестороннем развитии, об объединении в единое целое достоинств тела, души и разума, о соединении спорта с культурой, высокой нравственностью. Весьма современно также замечание основоположника олимпизма о том, что атлетика «может пробуждать чувства благородные, как и злые, она может быть рыцарской и продажной, мужественной или трусливой, может как укрепить мир, так и привести к войне».

Мы можем гордиться тем, что изложенные выше положения перекликаются с научно обоснованными, высказанными еще ранее, независимо от Кубертена, идеями выдающегося русского ученого-энциклопедиста П. Ф. Лесгафта (1837-1909 гг.).

Поистине широк круг его научных интересов и знаний: крупнейший анатом, передовой биолог и физиолог, педагог и психолог, теоретик и практик физического воспитания, создавший одну из первых в мире научно обоснованных систем физического воспитания, организатор высшего физкультурного образования в России, поборник женского образования, блестящий лектор, прогрессивный общественный деятель, патриот, гуманист и демократ – таким был Лесгафт.

По выражению профессора Е. Н. Медынского, П. Ф. Лесгафт «завершил своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания стройное здание прогрессивной русской педагогики XIX века, фундамент которого заложили Герцен и Белинский, а корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский».

П. Ф. Лесгафт положил начало научному анализу физического воспитания, рассматривая его с позиций анатомии и физиологии, педагогики и психологии. Он одним из первых в мире поставил физическое воспитание в один ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе.

Величайшая заслуга Петра Францевича состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Свое учение о физическом образовании он изложил в капитальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901 гг.), 1-я часть которого начинается с исторического анализа развития физической культуры. Видное место в нем занимает изложение постановки физического воспитания в Древней Греции.

Отмечая большие достижения греков в этой области, Лесгафт обращает внимание на то, что, хорошо понимая значение гармонического развития личности, благодаря постепенному и последовательному развитию физических сил и ловкости в молодом организме, они побуждали его «к сознательной деятельности и умению владеть собой; укрепляя тело строгими гигиеническими условиями, музыкой и графикой, содействовали его умственному развитию…».

1. Биография П.Ф. Лесгафта

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П. Павлов, изучая биографию, Петра Францевича Лесгафта, любой исследователь сталкивается с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич» Из скупых воспоминаний о детских годах Петр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие,заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера Петра Францевич Лесгафта.

В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешуле Главном народном училищу. Учился Л. неплохо. Ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда.

Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю.

Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери. Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении.

По инициативе П.А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.

Очень скоро Л. стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Л. существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор.

П.Ф. Лесгафт своей системой физического образования положил начало научному анализу физического воспитания. Рассматривая его с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии Лесгафт одним из первых в мире поставил физическое воспитание в одни ряд с другими дисциплинами, преподаваемыми в школе. Величайшая заслуга ученого состоит в том, что он научно раскрыл неразрывную, органическую связь физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Сердцевиной педагогических взглядов Лесгафта на физическое воспитание явилось положение о единстве физического и духовного развития при решающей роли нравственного воспитания. В наши дни это очень важно!

2. Первые исследования П.Ф. Лесгафта

По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г.- на следующую степень, доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение довело возможность Лесгафта довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола.

Выезжая летом за границу - в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов. 8 мая 1865 г. был назначен дискет, где Лесгафт должен был отстаивать свое право на ученую степень. Защита прошла блестяще. Вскоре за усердную службу Лесгафт был награжден орденом. Св. Станислава 3-й степени. Весной 1868 г., по ходатайству В.Л. Грубера, Лесгафт уже признанный всеми как один из лучших анатомов, получил, наконец, оплачиваемое место прозектора анатомии, оставаясь одновременно и ординатором в госпитале.

Этот год принес Петру Францевичу Лесгафту еще и степень доктора медицины и хирургии за сочинение «Колотомия в левой поясничной области с анатомической точки зрения». В сентябре он получил сообщение, что он избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден экстраординарным профессором физиологической анатомии.

В Казани Лесгафт пробыл 3 года. Он был учредителем Общества естествоиспытателей при Казанском университете, ему принадлежит идея создания антропологического музея, организация экспедиций для его пополнения,открытие лектория по современным проблемам науки.Но через 3 года Лесгафта по велению царя уволили из Казанского университета без права преподавания. Поводом послужил конфликт с профессором А.В. Петровым, который самовольно принял экзамены у студентов вместо Лесгафта.

Изгнание блестящего профессора взбудоражило весь город. Студента вывешивали прокламации в защиту Лесгафта, а 7 лучших профессоров университета положили свои заявления об отставке на стол ректора. 24 октября 1871 г., оставив жену и сына в Казани, Лесгафта выехал в Петербург. Там ему пришлось согласиться на единственную работу, которую мог предложить ему Грубер, - частным порядком изготавливать анатомические препараты для ветеринарного отделения. Это дало скудные средства к существованию. Он начинает посещать лекции профессора М.М. Руднева по патологической анатомии и изучает гистологические препараты. Антропология давно занимала Петра Францевич Лесгафта и он пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения», которая привлекла новизной и оригинальностью взглядов автора на совсем еще новую отрасль знания.

Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды.

Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных».

Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового, прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт.

Зимой 1871-72 г.г. он делал еще первые шаги на этом новом пути, прославившем затем его имя. Неопределенность положения «профессора без кафедры» заставляла его не раз обращаться с прошением в Медицинский департамент для принятия его на службу. Наконец, 27 апреля 1872 г. он был определен сверхштатным младшим чиновником при Медицинском департаменте и летом того же года направлен на борьбу с холерой, вначале в Киевскую, а затем в Могилевскую губернии. Лесгафт успешно справился с порученным ему делом: сумел быстро выявить и изолировать заболевших, убедил жителей деревни соблюдать правила гигиены.

После возвращения Лесгафт вновь занялся анатомическими исследованиями, опубликовал ряд интересных работ по анатомии в медицинских журналах. К этому времени относится начало его работы над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, он вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и атрофируется.

Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. Только постоянная деятельность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества и свойства. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, для здоровой и активной жизни человека.

В сентябре 1872 г. Лесгафт начинает работать в качестве консультанта в гимнастическом заведении А.Г. Берглинда, где он мог на практике осуществлять те принципы и представления,которые впоследствии составляли научно- теоретические основы его рациональной гимнастики. «Только знание потребностей и возможностей человеческого организма, -убеждал он,-только научный подход к проведению любого вида гимнастики могут сделать ее веским орудием в совершенствовании человека, как физическом, так нравственном. Одновременно с работой в гимнастическом заведении Бергминда он занимается изготовлением препаратов, проводит антропологические изыскания и анатомические исследования. А с неофициального согласия градоначальника, он открывает у себя на квартире общеобразовательные курсы, которые постепенно выросли в знаменитые курсы Лесгафта. Но неожиданно из Министерства народного просвещения пришло распоряжение немедленного отстранения его от работы.

Только после многочисленных прошений Грубера и самого Лесгафта 7 октября 1874 г. Александр Второй разрешил Лесгафту поступить «на службу по ученой части». Однако минует 4 года, прежде чем Лесгафта признают вторым прозектором в Медико-хирургической академии и он сможет начать читать лекции, и не только там.

Осенью 1875 г. он начинает читать лекции на Владимирских курсах. Эти лекции вызвали много разговоров в столичном обществе. Петр Францевич Лесгафт отрицал всякое «божественное начало» и прочно связывал психические процессы с физиологическими. Такие идеи были признаны вредными и министр запретил дальнейшее чтение публичных Лесгафтом. Тогда П.Ф. отдался новому, захватившему его делу - разработке вопросов физического воспитания.

Начало было положено в Гимнастическом институте Бергмана. Наблюдая за проведением занятий Лесгафт вносил в них коррективы,давал советы, устанавливал последовательность и интенсивность нагрузке при отдельных упражнениях,вел антропометрические исследования. Мало-помалу у него стал вырабатываться свой метод рациональной гимнастики, который мог позволить добиться большего эффекта и был свободен от ряда ошибочных положений шведской,немецкой и других систем гимнастики, Петр Францевич Лесгафт обратился в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) с предложением своих услуг. И с декабря 1874 г. он начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии, а с 15 марта 1875 г. по просьбе директора гимназии Медицинский департамент принял Лесгафта на должность чиновника для особых поручений.

Первое «особое поручение»- поездки заграницу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». В остальное время он продолжает специальные занятия по немецкой, шведской системам, а также по системе,предложенной им самим.

В течение 2-х лет он объездил 13 европейских государств, побывал в 26 городах, где посетил все учреждения для специальной подготовки учителей гимнастики. Он присутствовал на занятиях, беседовал с педагогами, медицинскими работниками,изучал устройства гимнастических снарядов и даже давал свои рекомендации по улучшению их конструкций.В конце каждого года он представлял в ГУВУЗ отчет о командировке.Один такой отчет был опубликован в виде отдельного приложения под названием «Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы».

Выводы, сделанные Петром Францевичем Лесгафтом в отчете, подчеркивали, что в основу физического воспитания должны быть положены законы анатомии и физиологии человека. Важнейшим условием успешного преподавания гимнастики он считал соблюдение строгой последовательности в дозировке нагрузки, обязательный учет индивидуальных способностей учащихся.

Петр Францевич добивается организации 2-х годичных учебно-гимнастических курсов, которые открылись в сентябре 1877 г. при Второй Петербургской военной гимназии. На них Лесгафт читал лекции по анатомии и руководил на 2-ом курсе всеми практическими занятиями, включая гимнастику и фехтование. Практические задания по физике, химии, гигиене и анатомии проводились в лабораториях и кабинетах Медик- хирургической академии, а курс лекций по физиологии читал И.М.Сеченов, который до конца жизни поддерживал дружеские отношения с Петром Францевичем Лесгафтом.

3. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании

Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) вошел в историю отечественной науки как крупнейший ученый в области анатомии и педагогики. Научная теория физического воспитания. Свои глубокие знания по анатомии и физиологии он положил в основу создания научной теории физического воспитания. В 1974 году Лесгафт опубликовал работу «Основы естественной гимнастики», которая привлекла внимание русской педагогической общественности и заинтересовала военное ведомство России. Он был приглашен на работу в Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) для руководства физической подготовкой слушателей.

В системе ГУВУЗа Лесгафт проработал 12 лет. Им было разработано и написано «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Кроме того, он организовал курсы офицеров-руководителей физической подготовки русской армии.

Лесгафту снова разрешили заниматься педагогической деятельностью. Он разработал систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. В своей педагогической и общественной деятельности Лесгафт поддерживал все прогрессивное и передовое. В науке и практике Лесгафт стоял на позициях естественного материализма. В основе его педагогической системы лежит учение о единстве духовного и физического развития человека. Основной целью педагогической системы Лесгафта является «гармоническое, всестороннее развитие деятельности человеческого организма», под которым он понимал систематическое умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. В результате такого воспитания у ребенка развивается любовь к труду и он подготавливается к любой элементарной работе.

Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были определены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последовательность слова и дела, отсутствие произвола, насилия и угнетения.

Исходя из того, что главной задачей школы является образование, т.е. приобретение знаний и умений, свою систему П.С. Лесгафт назвал системой физического образования, которую строил исходя из достижений современной ему науки. Его труды в области анатомии, педагогики, биологии, истории не потеряли своего значения до настоящего времени.

Основные положения теории физического образования сводятся к следующему:

    как умственное, так и физическое образование должно способствовать подготовке человека к высокопроизводительному труду на благо всего общества;

    творческая активность как умственной, так и физической деятельности человека возможна лишь при сознательном выборе средств для достижения поставленных целей. Поэтому одной из важных задач физического образования П.Ф. Лесгафт считал выработку умения сознательно воспринимать получаемые от упражнений результаты, а также анализировать их;

    к наиболее высокой производительности и продуктивности труда способны только гармонично развитые люди, обладающие «идеально-нормальным организмом»;

    под гармоничным развитием П.Ф. Лесгафт понимал правильное сочетание развития умственных и физических сил человека;

    гармоничное развитие возможно лишь при соблюдении принципа постоянности и последовательности усложнения упражнений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей физического развития каждого человека;

    правильное физическое развитие может быть осуществлено только с помощью научно обоснованной системы физического образования;

    сама система физического образования должна состоять из небольшого количества естественных движений, применяемых в различных условиях и в различной форме, постепенно усложняющихся в зависимости от педагогических задач.

Особое внимание Лесгафт обращал на использование народных игр. Он видел в них большое воспитывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свободных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.

4. Педагогическая деятельность Лесгафта П.Ф.

В педагогической деятельности Лесгафта важное место занимала подготовка педагогических кадров физического воспитания. В 1877-1882 гг. он возглавлял созданные им учебно-гимнастические курсы руководителей физической подготовки военно-учебных заведений и армии. В 1896 г.

По образцу этих курсов Лесгафт открыл Высшие курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Он выступал как поборник высшего женского образования. Его Высшие курсы считались наиболее прогрессивным учебным заведением. При поступлении на курсы не требовалось никаких справок о политической благонадежности. Преподавание на курсах вели многие крупные ученые: В.Л. Комаров, Е.В. Тарле, А.А. Ухтомский.

Выпускницы курсов, получившие теоретическую и практическую подготовку, трудились во многих городах России. В 1905 году были закрыты из-за участия их слушателей в событиях 9 января. Вместо курсов Лесгафт организовал Высшую вольную школу. В годы первой русской революции помещение школы использовалось для проведения политических сходок, бесед, различных общеобразовательных курсов. Школа подверглась преследованию со стороны царского правительства и в 1907 г. была закрыта. Благодаря энтузиазму деятелей прогрессивной русской педагогики Высшие курсы Лесгафта возобновили.

Лесгафт был педагогом-общественником. В 1893 г. в Петербурге было создано общество содействия физическому развитию учащейся молодежи (ОСФРУМ), в деятельности которого Лесгафт принял активное участие.

По примеру этого общества возникли его отделения в других городах России – Москве, Киеве, Одессе и др.

В результате деятельности ОСФРУМа были открыты площадки для игр, стали проводиться экскурсии и походы за город, в лес, организовывались катания на коньках и другие формы отдыха и развлечений, в основном для детей и подростков из малоимущих семей. Царское правительство преследовало Лесгафта за его прогрессивную деятельность. Он постоянно находился под надзором полицейской охранки.

В 1901 г. за выступления в защиту студентов-демонстрантов Лесгафта арестовали и выслали из Петербурга в Финляндию на целый год. Лесгафт вел постоянную борьбу с реакционными теориями в биологии, медицине и педагогике. Ученый подверг научной критике зарубежные методы физического воспитания. Особенно он критиковал немецкую и шведскую гимнастики за отсутствие в них научно-педагогического подхода к подбору упражнений и использованию спортивных снарядов.

Имя Лесгафта, его научно-теоретическая и педагогическая деятельность заняли достойное место в отечественной науке и педагогике. Несмотря на ряд недостатков «отнесение педагогики к разделу биологии, отрицание спортивных соревнований и упражнений на гимнастических снарядах и некоторые другие», созданная им система физического образования отличалась оригинальностью и была передовой для своего времени.

Многие научные труды Лесгафта не потеряли своего значения и в настоящее время. Его именем был назван один из крупнейших специальных институтов – Государственный институт физической культуры в Ленинграде, ныне Санкт-Петербургская Академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Система Лесгафта не стала в России основой национальной системы физического воспитания из-за отсутствия в стране квалифицированных педагогов. К тому же по своей идее система не соответствовала интересам царского правительства и русской буржуазии. У самого П.Ф. Лесгафта было немало ошибочных положений, вытекающих из его формально-логического мировоззрения. Однако многие положения его системы, оправдавшие себя на практике, вошли в качестве элементов в советскую систему физического воспитания.

Список литературы:

    Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Москва, 2001.

История физической культуры и спорта. Под редакцией Столбова В.В. Москва, 1983.

    Кулинко Н.Ф. История физической культуры. Оренбург, 1994.

    Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуга, 1982.

    Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт. 4 и 5 - М.: ФиС, 1953 и 1954.

    Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. тт.1 и 2. - М.:ФиС, 1951 и 1952.

    Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта. Москва, 2009

Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) – выдающийся анатом, врач, преподаватель высшей школы, педагог; основоположник научной системы физического воспитания и организации врачебно-педагогического контроля в физической культуре в России. И. П. Павлов называл его «вдохновенным учителем».

П. Ф. Лесгафт, как и Н. И. Пирогов, обратился к проблемам педагогики и психологии после продолжительной образовательной деятельности, связанной с подготовкой профессиональных врачей. Научная система физического воспитания П. Ф. Лесгафта стала как бы практическим выходом функциональной анатомии, теоретически им обоснованной и развитой.

В создании функциональной анатомии, теории физического воспитания, в обосновании взаимообусловленности физического и нравственного развития, в теории и практике подготовки преподавателей физического воспитания П. Ф. Лесгафт испытал на себе прямое и опосредованное влияние Н. И. Пирогова.

Отличительными особенностями акмецелевых программ самореализации его творческого потенциала на протяжении жизни были следующие.

1.Самоутверждение в семье. Отец противился его выбору. Пришлось отстаивать свое право на самостоятельный выбор жизненного пути. В результате – уход из семьи и отказ взять имя отца в качестве отчества.

2. Самостоятельный выбор «вершины» – кому следовать в период обучения в Медико-хирургической академии, а после ее окончания – в процессе исследовательской работы по созданию функциональной анатомии.

3. Создание теории, методики и организации подготовки специалистов физической культуры.

П. Ф. Лесгафт родился в Петербурге, в многодетной семье ювелира. Строгого отца звали Петром Карловичем. Его добрая мать иногда выполняла роль повивальной бабки. В семье царили уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальность и бескорыстие. Впоследствии все эти качества стали неотъемлемыми чертами характера П. Ф. Лесгафта, снискавшими ему любовь и уважение людей.

Если в семье Н. И. Пирогова рано заметили природные наклонности мальчика и содействовали их развитию, то П. Ф. Лесгафту отец хотел навязать свою волю и заставить стать ювелиром или фармацевтом. Акмецелевые программы Петра Лесгафта уже в раннем возрасте пришли в противоречие с волей отца. Ему пришлось защищать свои потребности в познаниях, в самореализации творческого потенциала.

Важнейшим событием в жизни маленького Петра было поступление в «Петришуле». Но как только отец заметил, что сын увлечен школой, что от прилежных занятий он побледнел и осунулся, то решительно воспротивился продолжению образования. В 14 лет он определил сына в ученики к знакомому аптекарю. Не выдержав там и года, Петр Лесгафт сбежал домой, вызвав гнев отца и матери. Заканчивать обучение ему пришлось в мужском отделении училища св. Анны – «Анненшуле».


П. Ф. Лесгафт поступил в Медико-хирургическую академию в 19 лет. Это был год опубликования статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни». В Академии хранили память о Н. И. Пирогове. В анатомическом музее лежали его инструменты, коллекции препаратов, альбом рисунков по топографической анатомии – все, что он создавал в целях лучшей подготовки хирургов. Многое созданное им используется и в современной системе образования.

В Медико-хирургической академии П. Ф. Лесгафт встретил много замечательных преподавателей – было у кого учиться. Но главным событием в его профессиональном становлении стала встреча с Венцеславом Леопольдовичем Грубером (1814 – 1890). Родом из чешской Богемии (как и Ян Амос Коменский), он получил образование в Пражском университете, около семи лет занимался анатомией у прославленного Гиртля. В 1842 г. (в 28 лет) стал доктором хирургии, а через два года – доктором медицины. В 1846 г., находясь в Праге, Н. И. Пирогов познакомился с В. Л. Грубером и предложил ему перейти в Медико-хирургическую академию, в только что им основанный анатомический институт. В. Л. Грубер согласился. Весной 1847 г. он приехал в Петербург и вступил в должность проректора института. Когда П. Ф. Лесгафт познакомился с В. Л. Грубером, тому было 42 года. В 19 лет Петр Лесгафт ушел из дома, поссорившись с отцом. Причиной ссоры стали его систематические задержки у друзей за книгами и учебой.

Лишенный родительской опеки и внимания, Лесгафт нашел в Грубере истинного наставника, учителя, старшего друга. Ни разница в возрасте и положении, ни некоторое расхождение во взглядах по поводу основ любимой ими анатомии не мешали их дружбе.

Уже в студенческие годы у П. Ф. Лесгафта сформировалась главная жизненная позиция, аксиологическая система ценностей, которой он руководствовался в течение всей жизни: главное для человека – быть полезным другим людям, бороться за справедливость и правду, отстаивать свободу личности от гнета и произвола. Именно она определила акмецелевые программы самореализации его творческого потенциала.

Многие черты личности Грубера казались ему идеальными и совершенно необходимыми для человека науки, и он воспитывал в себе неутомимость в работе, принципиальность, чувство долга и справедливости.

За успешное выполнение бальзамирования во время обучения в Академии студент П. Ф. Лесгафт получил денежную премию – 300 рублей. Он окончил Медико-хирургическую академию с серебряной медалью и только тогда навестил семью.

Судьба П. Ф. Лесгафта – замечательный пример самоосознания своего творческого потенциала и неукротимой энергии, направленной на его самореализацию. Очевидно, став ювелиром или аптекарем, как хотел отец, в материальном отношении он смог бы жить лучше, однако потребность в самореализации возобладала.

Об уровне научной подготовки П. Ф. Лесгафта в период его обучения в Академии свидетельствуют такие результаты. В 24 года он сдал экзамен на степень доктора медицины; в 25 лет – на степень доктора медицины и хирургии; в 28 лет сделал блистательный доклад по антропологии. В 29 лет П. Ф. Лесгафт выступил на заседании Общества русских врачей в Петербурге с сообщением «О круговой мышце глаза и влиянии ее на механизм всасывания слез». Доклад поразил специалистов глубиной и убедительностью исследования, имевшего не только теоретическое, но и сугубо практическое значение.

В 1868 г. (в 31 год) П. Ф. Лесгафт получил степень доктора медицины и хирургии, был избран по конкурсу на медицинский факультет Казанского университета и утвержден профессором кафедры физиологической анатомии. С 1868 г. он заведовал кафедрой физиологической анатомии. В 1871 г. был уволен за выступление против установления правительственного надзора над университетом.

Этот факт свидетельствует о том, что высшие, духовные принципы были для П. Ф. Лесгафта не пустыми словами, а руководством к действию. Вернувшись в Петербург, он по существу остался без постоянного места работы. Потому его акмецелевая программа самореализации творческого потенциала стала еще и программой выживания.

В 1872 – 1874 гг. П. Ф. Лесгафт руководил занятиями по анатомии первых русских женщин-врачей при лаборатории В. Л. Грубера. С этого момента, в возрасте 35 лет, началась его работа над теорией и практикой физического образования, над созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. За плечами уже был опыт исследований анатомических особенностей органов движения. Лесгафт вновь и вновь убеждался в теснейшей связи функций органа с его формой. Было ясно, что анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью. В связи с этим упражнения, тренировку органов и систем он считал необходимой предпосылкой для нормального функционирования организма, для здоровья и активной жизни человека.

Главные события в жизни П. Ф. Лесгафта после окончания Академии можно разделить на два больших периода, подчиненных единой конечной цели, но опирающихся на различные акмеце-левые программы. Первая программа охватывает период от 35 до 57 лет, т. е. от начала разработки теоретических основ функциональной анатомии до создания курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр. Вторая программа охватывает период от 57 до 72 лет (вплоть до кончины П. Ф. Лесгафта). Оба периода насыщены научными поисками, организаторским творчеством и борьбой.

Первым практическим шагом П. Ф. Лесгафта на пути организации курсов подготовки руководительниц физических упражнений и игр было предложение А. Г. Берглинду, известному петербургскому «гимназиарху», своих услуг по консультированию его курсов (в 1872 г.). Здесь Лесгафт реализовал на практике те принципы, которые впоследствии составили научно-теоретическую основу его рациональной гимнастики.

Параллельно он открыл Общеобразовательные анатомические курсы у себя на квартире. Одновременно с ними работали Владимирские курсы – предшественники Бестужевских. С декабря 1874 г. П. Ф. Лесгафт начал занятия гимнастикой с воспитанниками Второй Петербургской военной гимназии.

В 1875 – 1876 гг., после поступления в Главное управление военными учебными заведениями, Лесгафта ежегодно командировали за границу «для подробного ознакомления с педагогической гимнастикой и с учреждениями для специального приготовления учителей этого искусства». Это позволило ему изучить немецкую и шведскую системы и разработать свою систему на основе сравнительного анализа. В мае 1875 г. он познакомился с постановкой обучения гимнастике в ряде европейских государств: Швеции, Германии, Англии, Франции, Италии и др.

В 1877 г. П. Ф. Лесгафту удалось добиться, чтобы при Второй Петербургской военной гимназии были организованы двухгодичные учебно-гимнастические курсы. Для них были созданы программы по антропологии, анатомии, физиологии, гигиене, теории телесных движений, методике гимнастического искусства, математике, физике, химии, рациональной гимнастике, фехтованию, плаванию, теории и практике игр и ремесел.

Процесс физического образования П. Ф.Лесгафт разделил на три этапа: 1) обучение ребенка правильным движениям (в младших классах); 2) постепенное увеличение нагрузок с учетом физиологических особенностей организма подростка; 3) обучение умению точно рассчитывать свои силы во времени и пространстве.

Были сформулированы и проверены на практике основные принципы организации физического образования:

1) постепенность и последовательность;

2) необходимость отчетливого представления исполнителем того, что он должен сделать, чего достичь (образ искомого результата, обеспечивающий предвидение в достижении реальных результатов деятельности).

Можно предположить, что именно опыт практической работы в области подготовки специалистов физического образования позволил П. Ф. Лесгафту по-новому взглянуть на проблемы анатомии, когда появилась возможность работать в Медико-хирургической академии.

В январе 1878 г. на конференции Академии его избрали на должность второго проректора. Он получил возможность не только преподавать, но и руководить работами диссертантов. П. Ф. Лесгафт избрал новое направление исследований, взяв за основу понимание анатомии как науки не о мертвом, а о живом. Именно это и позволило ему стать основоположником функциональной анатомии, которую он противопоставил описательной.

В небольшой статье «Об общих законах в анатомии и выяснении их при преподавании», опубликованной в 1881 г. в газете «Врач», П. Ф. Лесгафт высказал свое отношение к описательной анатомии и новое представление о ней как о функциональной науке, позволяющей познать общие законы морфологии. Позднее это новое представление он подробно раскрыл в трудах «Общая анатомия» (1885) и «Основы теоретической анатомии», ч. I (1892).

Теоретическая анатомия поставила П. Ф. Лесгафта в один ряд с такими выдающимися основоположниками новых направлений, как Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, К. А. Тимирязев.

Последовательно разрабатывая закономерности анатомического строения мышц, костей и суставов и их функциональных особенностей, П. Ф. Лесгафт выявил решающее значение мышц в формировании суставных поверхностей. Одним из первых он установил, что особенности функции мышц зависят от способа соединения друг с другом пучков мышечных волокон.

Выход на новый уровень обобщений, т.е. на новые вершины, открывает перед исследователем новые горизонты. Так было и с П. Ф. Лесгафтом. Новизна заключалась в сочетании серьезных анатомических исследований с математическими расчетами, которые легли в основу изучения простых и сложных суставов. Результаты этих исследований были обобщены в работах: «Архитектура костей», «О соединении костей между собою», «О причинах, влияющих на форму костей», «О силах, удерживающих суставные поверхности в соприкосновении».

Преподавательскую деятельность в Академии П. Ф. Лесгафт сочетал с научно-исследовательской работой – не только в Академии, но и в комиссии по школьной гигиене при Педагогическом музее военно-учебных заведений. По его программе и под его руководством было проведено сравнительное исследование в Первой и Второй военных гимназиях. Во Второй военной гимназии, в отличие от Первой, практические занятия вели слушатели учебно-гимнастических курсов. По рекомендации П. Ф. Лесгафта они систематически измеряли у занимающихся рост, вес, объем легких и мышечную силу. Было установлено, что учащиеся Второй военной гимназии, занимавшиеся гимнастикой, меньше болели, были более крепкими, выносливыми, ловкими, сильными. В обработке результатов исследований П. Ф. Лесгафту помогал его ученик, ставший впоследствии известным ученым-статистиком, Алексей Федорович Фортунатов.

В 1881 г. началось сотрудничество П Ф. Лесгафта с Владимиром Яковлевичем и Марией Николаевной Стоюниными. Он участвовал в создании проекта деятельности новой гимназии, ее устава, учебных планов и программ. По В. Я. Стоюнину (вслед за Н. И. Пироговым), главная задача школы состояла в том, чтобы дать детям общее образование, сформировать личность будущих граждан, выработать нравственные идеалы. Он ратовал за единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы, подчеркивая, что школа должна пробуждать в юноше и девушке бескорыстную любовь к истине, правде, добру, прекрасному.

В гимназии М. Н. Стоюниной впервые в России физические упражнения были включены в число обязательных ежедневных занятий. Значительная часть времени отводилась играм, во время которых, по мнению П. Ф. Лесгафта, достаточно ярко проявляется характер ребенка. Новым было также, что по предложению Лесгафта решено было отказаться от оценок, заменив их аттестацией, воздержаться от поощрений и полностью исключить наказания.

Новшества проявились и в способах предъявления учебной информации. Основой преподавания было слово: по рассказу преподавателя, по данному им словесному описанию учащиеся должньы были мысленно составить себе представление о предмете. Лишь после этого преподаватель демонстрировал действие, движение; показывал рисунок, модель, предмет. Это заставляло учащихся активно мыслить, развивало воображение. Ежедневные физические упражнения компенсировали недостаток мышечной нагрузки, способствовали устранению дефектов физического развития.

В гимназии М. Н. Стоюниной П. Ф. Лесгафт в течение пяти лет почти ежедневно проводил занятия, следил за проведением занятий другими преподавателями, беседовал с родителями, систематически проводил антропометрические измерения и врачебные осмотры детей, исследовал их психологическую типологию. Эти исследования были обобщены в двух замечательных работах: «Школьные типы» и «Семейное воспитание ребенка и его значение». П. Ф. Лесгафт выделил и описал шесть основных школьных типов: лицемерный, честолюбивый, добродушный, заласканный, злостно-забитый, угнетенный. В его работах детально разбирались условия формирования характера и роль семейного воспитания, взаимоотношения родителей и детей.

Изучение проблем физического и нравственного воспитания в гимназии М. Н. Стоюниной, его доклады «Об играх и физическом воспитании в школе» и «О наказаниях в семье» (октябрь 1883 г.) в Обществе русских врачей в Петербурге заставили Лесгафта вновь обратиться к трудам Н. И. Пирогова и проследить развитие его идей в своем творчестве – как анатома, с одной стороны, и как педагогического психолога – с другой.

Покинув Военно-медицинскую академию в 47 лет, П. Ф. Лесгафт, по существу, перестал участвовать в подготовке будущих врачей и вынужден был искать возможности для того, чтобы сделать фонд накопленных им знаний (анатомических, гистологических, антропологических и функционально-анатомических) средством общеобразовательной подготовки людей, проявляющих к ним интерес. Основными средствами его существования стали: чтение лекций при Педагогическом музее военно-учебных заведений; домашние анатомические курсы, популярность которых ежегодно возрастала; работа в Фехтовально-гимнастическом центре, который занимался усовершенствованием учителей гимнастики и фехтования для армии и разработкой единой программы и методов преподавания этих дисциплин; должность приват-доцента в Петербургском университете.

В 1889 г. П. Ф. Лесгафту предложили принять участие в работе комиссии по техническому образованию, созданной Русским техническим обществом. В апреле 1890 г. он возглавил комиссию по вопросам преподавания естественных наук в технических учебных заведениях. Были обсуждены программы по физике, химии, минералогии, ботанике, зоологии. Особое внимание при составлении программ уделялось последовательности изложения материала, наглядности и практической направленности.

Как врач, П. Ф. Лесгафт систематически вел бесплатные приемы больных на дому; особенно любил заниматься с детьми. Особенностью его врачебной деятельности была вера в целебную силу простых, доступных каждому средств: прогулок, плавания, лечебной гимнастики, дозированного труда, свободных одежды и обуви.

Он всегда был окружен учениками и сподвижниками. Именно они помогали П. Ф. Лесгафту справляться с новыми, сложнейшими задачами. Одной из таких задач было создание в январе 1896 г. биологической лаборатории и специальных курсов по подготовке руководительниц и воспитательниц физического образования - прообраза современной Государственной академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.

К моменту создания этих двух учреждений, существующих до настоящего времени, Лесгафт пришел с огромным багажом знаний, опыта и практических результатов. Открытие этих учреждений финансировал ученик П. Ф. Лесгафта, Иннокентий Михайлович Сибиряков, брат русского золотопромышленника и патриота А. М. Сибирякова. Он принес в дар П. Ф. Лесгафту 200 тысяч рублей наличными и дом стоимостью 150 тысяч рублей. Это случилось 24 августа 1893 г. Весной 1894 г. П. Ф. Лесгафт разработал устав биологической лаборатории (после того, как его устав Музея был отвергнут министром народного просвещения), а 19 октября того же года биологическая лаборатория получила официальное разрешение на существование. В штат лаборатории вошли П. Ф. Лесгафт, его ученики – А. О. Ковалевский, И. В. Мушкетов, П. П. Фан-дер-Флит. С 1896 г. началось издание специального журнала «Известия Санкт-Петербургской биологической лаборатории».

Летом 1895 г. было создано Общество помощи в чтении больным и бедным. П. Ф. Лесгафт стал его председателем. Таким образом, акмецелевая программа самореализации на пути к созданию курсов характеризуется необычайной увлеченностью П. Ф. Лесгафта педагогической деятельностью, необыкновенным трудолюбием, собранностью, целеустремленностью.

Создание биологической лаборатории, располагавшей достаточным количеством помещений, позволило П. Ф. Лесгафту организовать учебные курсы на строгой научной основе. Здесь была как бы продолжена работа, начатая во Второй Петербургской военной гимназии. В создании курсов заметную роль сыграло Общество содействия физическому развитию, зародившееся в 1893 г. Инициатором его создания был директор Педагогического музея военно-учебных заведений Аполлон Николаевич Макаров. Должность ученого секретаря в нем занимал П. Ф. Лесгафт.

«Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр», разработанное в 1894 г., было утверждено 19 января 1896 г., и начались занятия. На первом занятии присутствовало 109 «лесгафтичек», из них 44 вольнослушательницы. В программе обучения были основы анатомии и физиологии человека, гигиена, теория телесных движений, химия, физика, математика, основы методики проведения физических упражнений и игр.

Уже со второго года программа курсов стала расширяться. Были введены новые предметы: зоология, ботаника, психология, педагогика, пение, всеобщая история, литература, чтение, рисование. Первоначально определенный срок обучения – два года - оказался недостаточным, поэтому был добавлен еще год. Курсы стали единственным в России высшим учебным заведением, готовившим организаторов и руководителей физического образования с широкой и всесторонней подготовкой.

В новом учебном заведении была очень целесообразно составлена программа обучения; для него были также характерны правильное сочетание теоретического и практического обучения, равномерное распределение умственной и физической нагрузок. Здесь царили взаимное уважение и доверие. В распоряжение слушательниц были предоставлены все кабинеты и музеи биологической лаборатории. Была организована самая дешевая в городе курсовая столовая: за питание слушательницы платили 7 рублей в месяц; жилье они снимали вблизи курсов. Сборы от своих публичных лекций П. Ф. Лесгафт отдавал в пользу слушательниц курсов.

Петр Францевич считал, что задачи физического образования не исчерпываются только оздоровлением и укреплением организма, что необходимо его гармоничное сочетание с умственным образованием. Средствами такой гармоничности он считал постепенность и последовательность физических нагрузок, знание их физиологических пределов.

Таким образом, жизненный путь П. Ф. Лесгафта явился прекрасным доказательством наличия у человека творческого потенциала, который может быть реализован на пути к высшим достижениям. Вполне возможно, что именно высшие духовные идеалы служения человечеству наполняют жизнь таких людей, как П. Ф. Лесгафт, особым смыслом и особой энергией.

Физическое воспитание - это учебный процесс, направленный на формирование физической культуры личности

В России основоположником научной системы физического воспитания, является Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909). Он рассматривал педагогические явления с позиций антропологизма. Антропологию понимал как науку, изучающую не только строение, развитие и функции отдельных органов человеческого организма, но и как физическое и нравственное влияние на человека окружающей среды. Лесгафт доказывал, что на развитие организма оказывает влияние среда и упражнения: «Всё, что упражняется - развивается и совершенствуется, что не упражняется – распадается».

Физическое воспитание

Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма (функциональная анатомия). В основе педагогической системы Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Учёный рассматривал физические упражнения, как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом Лесгафт постоянно подчеркивал важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания.

«Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения» - Лесгафт П.Ф.

Также как и Сеченов, Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Школа не может существовать без физического воспитания (физического образования). Физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. При этом, используя термин «образование», Лесгафт понимал его шире, чем это делается сегодня. Образование сегодня – это формирование личности человека, а физическое образование – это целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Важная цель физического образования - умение управлять своими движениями, т.е. ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически.

4 группы физических упражнений

Лесгафт обращал большое внимание на содержание физического образования - использование упражнений и игр как метода познания. Лесгафт классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

1. Простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний.

2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, лазании, борьбе и удержании равновесия.

3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель.

4. Систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Педагогическое наследие П.Ф. Лесгафта высоко оценено в нашей стране и за рубежом, его именем назван первый в Советской России Институт физической культуры.

Критически оценивая и анализируя в настоящее время систему физического образования П.Ф. Лесгафта, мы находим в ней немало и ошибочных положений. В историческом обзоре развития физического воспитания в своем основном сочинении “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста” он практически устранился от вопроса происхождения физической культуры, от классовой сущности воспитания, от роли народных форм в ее развитии.

Лесгафт фактически не упоминает о прогрессивных взглядах “русских ученых и просветителей Н.И. Новикова, И.И. Бецкого, H.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова по вопросам физического воспитания.

Его системе во многом было присуще формально-теоретическое начало. Например, Лесгафт считал, что детям можно разрешать катание на коньках, так как оно происходит на малой площади и они могут часто отдыхать, а на лыжах, по его мнению, такой возможности они не имеют и поэтому будут переутомляться.

Практика физического воспитания часто опровергала предлагаемую Лесгафтом методику. Например, он требовал, чтобы названия движений и объяснения были короткими, однако на практике этого не получалось и словесные методы обучения часто превращались в длинные и утомительные для учеников (особенно младших школьников) монологи.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта: классификация физических упражнений, содержание упражнений на уроках для школьников различных возрастов, место и значение соревнований и игрового метода физического воспитания и т. д. - существенно уточнялись.

И все же система физического образования П. Ф. Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире. Многие ее положения не утратили своего значения до настоящего времени. Она, к сожалению, не стала в России основой для национального физического воспитания, так как царское правительство не имело государственной программы в этой области образования, а страна не располагала ни квалифицированными педагогами, ни специальной материально-технической базой.

error: