Система работы по воспитанию любви к родному городу.
(сообщение из личного опыта)
Подготовила: Шаталова Н. Б.
Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, к окружающим людям, природе. Еще в дошкольном детстве закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране.
Знакомство с родным городом реализовывалось через все виды деятельности: познание, коммуникация, художественное творчество, труд, игра, работа с родителями.
«Мой дом – моя семья».
1. Занятие «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».
Цель: помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол).
4. Целевая прогулка «Мой дом».
Цель: рассмотреть близлежащие дома.
«Двор детского сада».
1. Беседа «Мой детский сад».
Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.
2. Прогулка «Двор детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
3. Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада.
«Мой город».
1. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия по улицам города.
Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
4. Рисование «Транспорт города».
Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.
«Мой край».
1. Беседа «История края».
Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.
2. Рассматривание фотоальбома «город Борисоглебск».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Мой край».
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.
«Достопримечательности города».
1. Рассказ воспитателя о памятниках города.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.
2. Беседа «Памятник воинам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».
Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
3. Рассматривание альбома «Мой город».
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.
«Знаменитые земляки»
1. Беседа «Знаменитые земляки»
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Борисоглебска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Знаменитые люди города Борисоглебска»
Цель: продолжать знакомить детей со знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
4. Рисование «Люди труда».
Цель: учить отображать в рисунке труд людей разных профессий.
«Природа города».
1. Прогулка «Природа города».
Цель: учить детей видеть красоту природы.
2. Занятие «Растительный мир».
Цель: знакомить детей с растительным миром города, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.
4. Рисование «Белая берёза».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.
«День города».
1. Беседа «Родной город».
Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия в музей.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию; способствовать возникновению чувства гордости за свой город.
3. Выставка фотографий города.
Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе.
4. Конкурс стихов и песен о городе Борисоглебска.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Борисоглебска, чувство уважения и гордости за любимый город.
Совместная деятельность с родителями является основой для формирования нравственно – патриотических чувств у детей. Мы предложили родителям провести для своего ребенка экскурсию по городу, показать главную улицу, рассказать о достопримечательностях нашего города.
Дали детям вместе с родителями задание: подготовить рассказ о своей улице: как она называется, в честь кого она названа, какие дома, здания есть на улице?
С родителями провели анкетирование, с целью: выявить знания родителей о достопримечательностях города, развивать интерес и воспитывать любовь к родным местам. Также дети вместе с родителями выполняли творческие работы: рисунки «Моя Родина», составление коллажа «Флора и Фауна»
В уголок для родителей поместили консультации: «Улицы нашего города»,
«В. П. Чкалов-человек легенда» и другие.
Славной традицией в нашем детском саду является ежегодная экскурсия накануне Дня Победы на площадь, к памятникам.
Проводя данную работу, я пришла к выводу, что дети стали больше интересоваться своим городом, жителями, достопримечательностями, знаменитыми людьми которые проживают в городе. Хорошо усвоили адреса, где они проживают.
Появился интерес детей больше узнать о природе Борисоглебска. Усвоили символы России, родного города. Стали интересоваться символами других стран.
Появилось чувство сопереживания не только к себе но, и другим людям.
По ознакомлению дошкольников с родным городом в нашей группе имеется:
- иллюстрации города Борисоглебск;
Символика города Борисоглебск: герб, гимн
Альбом «история города Борисоглебск;
Иллюстрации «природа нашего края»
Иллюстрации «животные нашего края»
Книги о городе Воронеж, Москва;
Стихи наших поэтов;
Информация «Хоперский государственный природный заповедник»
Видеоматериалы: достопримечательности города, символика, памятники, природа, животные нашего края, улицы города, украшение домов резьбой по дереву;
Д/и «государственные символы», «наша Родина», «путешествие по городу», «мой город».
государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна. Подготовительная группа: Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве - главном городе, столице России. Продолжать расширять знания о государственных праздниках. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
ТАТЬЯНА КАРПЕНКО
Красота родного края - это источник любви к Родине . Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
В последние годы возросло внимание к проблемам патриотического воспитания , воспитания любви к своей Родине , стране, городу , селу. Ознакомление ребёнка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины для малыша связано с местом, где он родился и живёт.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живёт. Родной город , дорог ребёнку потому, что здесь живёт он сам, его близкие люди : семья, друзья, знакомые.
Воспитание любви к своему городу начинается непосредственно со знакомства с ним, его природными особенностями , достопримечательностями, памятными местами. Наиболее полные представления о родном городе может дать специально организованная экскурсия.
Маленького жителя можно познакомить с множеством замечательных мест города : городской парк , памятники, погибшим в гражданской и Великой Отечественной войне, краеведческий музей, школа, городской дворец культуры , библиотека, школа искусств, почта, сбербанк - всё это живые страницы истории города Кирсанова .
Для знакомства с городом в нашем детском саду широко используются не только экскурсии и целевые прогулки, но и виртуальные экскурсии с использованием презентаций, которые помогут воссоздать картину родного города , пополнят представления детей о природе родного края и его достопримечательностях.
Следует отметить, что содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов детской деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Кирсанова : культурно-досуговой, двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкальной, художественно-творческой, чтении художественной литературы.
И, конечно же, наиболее полное освоение знаний о родном городе возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе родителей воспитанников , ориентируясь при этом на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю , Отечеству.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кирсанов уже в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город помогут ребёнку в будущем правильно распоряжаться, владеть, сохранять и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Путешествие по родному городу» «Путешествие по родному городу» Цель: Познакомить детей с историей нашего города. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного.
Моя малая Родина – городок, вокруг поля, пустынные улицы, пыль дорог, тополя… Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим.
Воспитание у дошкольников любви к родному краю как основополагающий фактор патриотического воспитания «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно.
Доклад «Формирование любви к родному городу» В воспитании чувств ребенка, в формировании личности очень велико значение родного края, его природа. Общение с родным краем, любовь к нему,.
"Улица Красная - прекрасная!" Это отдыхающие в тени от суеты кони и всадники, ждущие начала воскресного караула в квартале от Красной. Не.
Консультация из личного опыта «Воспитание у детей любви к родному городу» Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живёт. Родной.
Воспитание любви к родному краю у детей среднего и старшего дошкольного возраста «Маленькая Родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар. Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №41 города севастополь
Методическая разработка по работе с родителями на тему:
Составила: Дивисенко
Екатерина Раильевна
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Работу по привитию детям духовно - нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:
- духовно - образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
- воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- культурно - познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
- нравственно - трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка - семье или детскому саду? Высказывания родителей.
Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу - вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
С чего необходимо начинать?
Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?
Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме - символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто - мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Какие традиции есть у вашей семьи?
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
- Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?
Пожалуйста, поднимите руку те родители, дети которых знают домашний адрес.
- Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор - это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
- Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?
- Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.
Мы с вами живём в одном из красивейших городов.
- А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?
- Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку о них?
Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.