Может ли деканат разрешить пересдать больше предметов. Подготовка к экзамену. Что можно взять с собой

Замечено, что у студента, появляющегося на лекциях и семинарах реже, чем в ночных клубах, возникает опасная мутация – вырастает «хвост». И обычно даже не один. Многохвостый монстр, ещё недавно бывший весёлым студиозусом, нервно мечется от кафедры к кафедре. А в деканате «охотники за многохвостыми» уже готовят приказ об отчислении…

Студенческий «хвост», или академическая задолженность – это пробакланенное или сданное на «неудовлетворительно/не зачтено» контрольное мероприятие (зачёт, экзамен, контрольная или курсовая работа). Появление «хвоста» грозит не только потерей стипендии, но и выпиныванием мутанта за пределы ареала обитания нормальных студентов. Если хвостатый мутант – мужского пола, то очень вероятно его попадание в ряды нашей доблестной армии.

К счастью, хвостатость лечится. Но только в том случае, если принять срочные медицинские меры на ранних стадиях заболевания.

Процесс лечения – это ликвидация академической задолженности. Или, проще говоря, сдача «хвостов». Анекдот про студентов из Африки, которым деканат рекомендовал сдавать «хвосты» на втором этаже все помнят, да?

Ну давайте поподробней – как возникает академическая задолженность, как её сдавать и что делать, если самолечение не помогает.

Профилактика «хвостов»

Как показывает практика, большинство первокурсников могло бы избежать появления «хвостов», если бы… Если бы просто внимательно изучили правила сдачи сессии. Именно в . Многие вылетают по глупейшим причинам:

  • «А я не знал, что из-за несданного зачёта не допустят к экзамену!»
  • «А что, если на экзамен не прийти – поставят неуд? Нифига себе!»
  • «А почему из-за ненаписанного реферата меня к зачёту не допустилииии… Плак-плак-плак!»

И коронное: «Блин, а когда начинается зачётная неделя?! Что, уже прошла?!».

Вот 5 простых правил, знание которых существенно снижает риск образования академических задолженностей:

№1. Выясните сроки сессии. Обратите внимание не только на даты испытаний, но и на продолжительность зачётной недели. Если вы её прогуляете, и явитесь сразу к первому экзамену – вас ждёт неприятный сюрприз. По правилам, к экзаменам допускаются только студенты, сдавшие все зачёты . Вот прямо на лбу себе это запишите!

№2. Изучите условия допуска к зачётам. Многие преподаватели не допускают к зачётам студентов, которые не написали реферат, доклад, эссе или другую работу, выполнение которой входит в учебный план. Недопуск может возникнуть из-за несдачи контрольной, практической, лабораторной. Представьте себе состояние студента, который приходит на пересдачу зачёта, и только там выясняет, что надо было написать реферат! Вы ведь не хотите оказаться на его месте?

№3. Изучите условия допуска к экзаменам. Помимо обязательной сдачи всех зачётов, условием допуска может быть сдача различных учебных работ и коллоквиумов . Некоторые преподаватели бдительно отслеживают посещения студентов и заставляют «отрабатывать» пропущенные семинары, показывать конспекты пропущенных лекций. В МГУ вообще ввели балльную систему контроля за успеваемостью в течение семестра и установили контрольные точки проверки знаний. Недобрал баллов? Лови «хвост». Звери! Но они в своем праве.

№4. Узнайте, за сколько экзаменов, несданных в течение основной сессии (именно в течение основной, без учёта дополнительного срока для сдачи задолженностей!) отчисляют из вашего учебного заведения. Обычно критическим порогом являются два, максимум три экзамена – их разрешают сдать в дополнительную сессию. Да, где-то разрешают даже все экзамены пересдавать (например, четыре). Но в крутых вузах – крутые правила. Студент легко может вылететь и за два экзамена, если в основную сессию не уложился.

№5. Если вы уж обзавелись «хвостами», обязательно выясните сроки сдачи задолженностей. Лучше всего, если вы скачаете на сайте вуза или попросите прямо в деканате «Положение о ликвидации академической задолженности». Если уж вам дают ещё один шанс, не пробакланьте хотя бы его.

Можно ли подчистить «хвосты» до конца сессии?

Если вы не сдали зачёт или экзамен, но у вас ещё есть время на пересдачу в течение экзаменационной сессии – это, строго говоря, ещё не настоящий «хвост». А так, «хвостик». В течение сессии выделяется по одному дополнительному дню для пересдачи каждого экзамена.

Интересно, что пересдача экзаменов в течение основной сессии – это далеко не ужас-ужас, а шанс получить хорошую оценку. К первой пересдаче преподаватели относятся более-менее лояльно. Некоторые даже разрешают студентам, получившим «хорошо», пересдать на «отлично». Гораздо чаще, правда, на пересдаче снижают оценку на балл, но получить в зачётку «хорошо» вместо «удовлетворительно» – это тоже неплохо. Не исключена даже возможность получения красного диплома (он выдаётся при отсутствии троек и при наличии 75% пятёрок). Так что на пересдачи в течение экзаменационной сессии идут не только двоечники, но и отличники.

С зачётами и проще, и сложнее. Некоторые студиозусы умудряются в течение сессии приходить на зачёт к преподавателю по 10 – 15 раз!

Как правило, хотя бы раз пересдать зачёт можно в течение зачётной недели. Это позволяет даже тем, кто не смог получить заветную роспись преподавателя с первого раза, успеть с закрытием всех зачётов к началу экзаменов.

Если вам это не удалось, все силы бросайте на сдачу зачётов. Пока с ними не разберётесь – к экзаменам вас не допустят. Поэтому в то время, когда ваши сокурсники отвечают на экзаменах, гоняйтесь за преподавателями, которым нужно пересдать зачёт.

Некоторые студенты считают зачёты менее важными, чем экзамены. Во-первых, их обычно сдавать легче. Во-вторых, оценка не ставится. Вот и возникает впечатление, что по сравнению с экзаменом это «мелочь». Но эта мелочь может здорово испортить вам жизнь! В дополнительную сессию во многих вузах зачёты уже не принимают.

Разобраться с зачётами крайне важно хотя бы до момента пересдач. В большинстве вузов для студента, который провалил три экзамена в течение основной сессии, отчисляют. А в некоторых вузах достаточно даже двух предметов. Поэтому нужно успеть хотя бы на пересдачах сдать тот минимум дисциплин, который позволит вам досдать остальные «хвосты» в рамках дополнительной сессии.

Возможно, вас слегка утешит информация о том, что первые пересдачи экзаменов обычно назначаются на самые последние дни основной сессии. Вот почему некоторым студентам удаётся задолбать преподавателя пятнадцатью пересдачами зачёта!

Итак, на вопрос, можно ли разобраться с долгами до конца основной сессии, уверенно отвечаем: не только можно, но и нужно. Не стоит затягивать с пересдачами до наступления дополнительной сессии.

Что такое дополнительная сессия?

После каждого семестра устанавливается период, в течение которого «хвостисты» досдают всё, что не успели сдать в течение основной сессии. Это время называется дополнительной сессией. Её сроки устанавливаются согласно приказу о ликвидации академической задолженности.

Не стоит пусть дополнительную сессию с продлением сессии. Продление производится по уважительной причине. В этом случае производится условный перевод с академической задолженностью (разумеется, её следует ликвидировать в кратчайшие сроки, но непосредственная угроза отчисления пока ещё не появилась). А дополнительная сессия – это для тех, кто даже с первой пересдачи не разобрался с экзаменами. И вот у этих ребят всё очень и очень серьёзно.

Студент, приходящий на вторую пересдачу, экзаменуется уже не одним преподавателем, а аттестационной комиссией. Для большинства студентов это последний шанс. Таким образом, традиционная схема пересдач выглядит так:

1) сдача;
2) пересдача;
3) комиссия.

Третья пересдача, то есть четвертая попытка – случай исключительный, добиться которой очень трудно. Обычно разрешение надо испрашивать аж у самого ректора.

Если вы не уложились график ликвидации академической задолженности, следует отчисление. По крайней мере, в серьёзных вузах. Но кое-где обучающиеся, имеющие академические задолженности, кое-как перебираются с курса на курс. Такие поблажки нередко дают контрактникам в провинциальных вузах. Ну жалко же отправлять в армию человека, за которого родители регулярно вносят оплату…

Стоп. Не расслабляться! Эти балбесы ходят под дамокловым мечом. Как только вуз начинает закручивать гайки (а это случается, когда над вузом нависает угроза потери лицензии), хронические «хвостисты» вылетают без предупреждений.

Что делать с недопусками?

Недопуск – одна из основных причины появления «хвостов». По этой причине академическая задолженность возникает даже у весьма неглупых студентов. На пути к экзамену или зачёту особо злостные преподы выстраивают целые баррикады из рефератов, докладов, коллоквиумов, конспектов, эссе и прочей лабуды.

И вот вы весь такой умный, великолепно разбирающийся в предмете (и потому игнорировавший лекции и семинары в течение всего семестра), являетесь на зачёт или экзамен… А преподаватель расплывается в ехидной ухмылочке.

Выше мы дали пять советов по профилактике «хвостатости», а теперь держите ещё парочку:

№6. Если вы внезапно и вдруг, вынырнув из пучины важных дел, заметили приближение зачётной недели и экзаменационной сессии – немедленно узнавайте, нужно ли что-то писать и сдавать, чтобы получить допуски к зачётам и экзаменам. Чем раньше вы всё это узнаете – тем больше шансов, что вы таки успеете написать эту гору рефератов, контрольных и лабораторных до начала зачётной недели. Ну, или хотя бы половину горы.

№7. Чувствуете, что не справляетесь? Берите себе в помощь студлансера. Стратегия сотрудничества может быть различной:

  • Кто-то поручает студлансерам написание самых сложных контрольных и рефератов, что вполне логично.
  • Кто-то сбрасывает на студлансеров всевозможные отписки, неинтересные задания. И в этом тоже есть своя логика. Если вам действительно интересно учиться, сложные задания – это вызов. А вот всякая чушь, придуманная преподами для того, чтобы испортить вам жизнь, – просто трата времени. Но сдача академической задолженности невозможна, пока вы с этой бюрократией не разгребётесь. Так что есть смысл делегировать маловажные задания студлансерам.
  • Наконец, есть и такая стратегия: пишем сами всё, что успеваем, а на Студлансе заказываем самые срочные работы. Например, реферат, который нужно принести на зачёт к девяти утра… и о котором вы вспомнили в три часа ночи.

Как практика и курсовая превращаются в «хвосты»

Курсовые работы и отчёты по практики, не сданные вовремя, автоматически становятся «хвостами». Кстати, курсовую работу обычно нужно не только сдать, но и защитить. Если вы принесёте её слишком поздно, преподаватель может не допустить к защите: мол, прочитать не успеваю! Или, как вариант: «Ну, голубчик, у вас тут маленький недочёт. Исправьте – и на защиту… Но не вместе со всеми, а в рамках дополнительной сессии».

Чтобы не вылететь из вуза, надо вложиться с повторной защитой в сроки ликвидации академической задолженности. Но, как вы уже поняли, академическая задолженность в вузе – решаемая проблема. Если даже вы не справляетесь с «хвостом» в виде курсовой или отчёта по практике сами, то всегда можно найти себе помощника среди студлансеров. Это дешевле, чем становиться спонсором кафедры, а главное – намного безопасней.

А стипендию с академической задолженностью дают?

Учтите, что ликвидация академической задолженности в вузе не гарантирует получение стипендии. Зависит от того, насколько быстро вы подчистили «хвосты»: уложились в основную сессию или не уложились.

В большинстве вузов действует правило: если сдал все предметы в течение основной сессии – стипендию дадут. А не уложился – будешь сосать лапу, как медведь в берлоге. Сдача «хвостов» в дополнительную сессию и повторная защита курсовой – это гарантированное отсутствие стипендии. Взвесив все за и против, многие студенты заказывают курсовики и отчёты по практике у студлансеров. Экономически выгодней!

К примеру, курсовая стоит 1 500 – 3 000 руб., а стипендия за полугодие – это .

Вот почему некоторые хорошисты, слегка подзавязшие с каким-то предметом, иногда обращаются за помощью к студлансерам. Если на пути к своевременной сдаче сессии стоит какой-нибудь реферат или контрольная, выгодней заплатить студансеру – и потом честно… ну, почти честно получать стипендию. А вы что по этому поводу думаете?

Как выясняется, не только от сессии до сессии живут студенты весело, но и во время оной, но вот вопрос – только ли веселая жизнь студентов - источник «завальной» сессии? Результат всегда один – расстроенные родители, мучающийся по поводу своей опрометчивости виновник содеянного, грозные предсказания деканата.

Если же все-таки это произошло, первый вопрос, которым следует задаться, – почему студент завалил экзамены? А ведь очень часто бывает так, что сессию не сдает вполне умный и способный студент, но вот что-то «не срослось». Может, дело в том, что выбран не тот ВУЗ, либо не та специальность. И проблема нежелания учиться кроется в этом – не всегда ребенок по своему желанию выбирает ВУЗ. Часто как раз такие студенты в будущем заваливают не одну сессию, заставляя каждый раз переживать родителей. Да и вряд ли у них возникнет желание закончить ВУЗ. Тогда и нет повода расстраиваться, а стоит взять себя в руки, обдумать ситуацию и понять, чего, действительно, желает горе-ученик.

А вот если ВУЗ – тот, да и специальность – по нраву, тогда дело другое - необходимо успеть спасти положение.

Есть несколько первостепенных вопросов:
- насколько «завалена» сессия, сколько осталось «хвостов»;
- специфика ВУЗа, то есть в каждом ВУЗе свои правила и система «репрессивных» мер;
- платное или бесплатное обучение;
- зимняя или летняя сессия (хотя близится все-таки зимняя сессия).

Первый вопрос: как-то общепринято, что 3 «хвоста» - это порог критический. Якобы именно это количество определяет крайнюю точку, которая может послужить поводом к отчислению. Но на деле получается совсем не так! Обращаемся ко второму вопросу.

Второй вопрос: как раз не в каждом ВУЗе эти 3 «хвоста» - определяющий фактор. ВУЗовским «новобранцам», уже с первого курса, в процессе общения со старшекурсниками, становится понятным, какие преподаватели представляют наибольшую опасность, сколько «хвостов» - допустимая норма для дальнейшего пребывания в ВУЗе. Многие студенты приходят к 5 курсу с таким количеством задолженностей, что диву даешься, как они собираются сдавать ГОСы, писать диплом, да и «хвосты» подчищать. Но ситуация все равно плачевная – не забывайте!

Третий вопрос: платное обучение обуславливает гораздо больше привилегий. «Студентам-платникам» дают больше времени на пересдачи. А как раз у «бесплатников» - выход в платном обучении. Именно таким образом можно остаться в ВУЗе – но не каждого такая перспектива устроит.

Четвертый вопрос: летняя сессия, как правило, ограничивает возможность пересдач, у преподавателей начинаются отпуска, да и настрой у всех – совсем нерабочий. Зимняя сессия – более благоприятный, в этом плане, период: сессия благополучно перетекает в рабочее время преподавателей, да и новогодние праздники, кажется, были совсем недавно, оставив приятные впечатления.

А теперь о путях преодоления препятствий, если все-таки «халява» не отреагировала на страстные полуночные призывы, «пятак» под пяткой забыл о своем прямом предназначении, зачетка не вняла ритуальным действам.

Самый честный и благородный путь: как правило, студенты, то ли утратив силы, то ли не желая продолжать бой, забывают, что все «хвосты» можно пересдать в кратчайшие сроки. В большинстве ВУЗов студентам разрешают пересдавать задолженности прямо во время сессии, при этом не стоит забывать, что вторая попытка, как правило, пересдачей не считается. Плюс еще и в том, что весьма свежи хоть какие-то познания, если подготовка к дисциплине все-таки имела место быть. Гораздо проще освежать память, нежели пополнять ее новой информацией.

Честный, но неблагородный путь (если сессия уже прошла): «околачиваться» у деканата и просить пересдач. Тут главное – терпение и, наверное, та самая «неблагородность» - наглость и настойчивость. Студентам стоит не забывать, что преподаватели – люди, требующие уважительного отношения, которое ученик может продемонстрировать только благодаря полноценному знанию предмета, пусть и со второго раза. Было бы желание у студента добиться этого знания. Ну и все-таки придется активно поддерживать все предложения и пожелания преподавателя.

Законный и недорогой путь: академический отпуск. В данном случае просто необходимо заиметь документ, что вы болели более одного месяца во время сессии. Но вот справка – дело непростое. Хотя родители, как правило, готовы оформить для любимого чада и такую справку. «Академка» - это и время для отдыха, и для осмысления дальнейших планов в учебе.

Дополнительные пути, требующие финансовых затрат. Во-первых, можно обратиться с просьбой продлить сессию – данная просьба должна быть адресована на имя декана или ректора, но и как в случае с оформлением академического отпуска, вы должны найти достойное объяснение причин «несдачи». Во-вторых, студент имеет право пойти на повторное обучение семестра, но, естественно, учиться отныне вы будете на платной основе. В-третьих, способ, упомянутый выше, - студенты-бюджетники могут остаться в ВУЗе, отправившись в деканат с просьбой перевестись на платное обучение.

А напоследок, да простят меня многоуважаемые преподаватели, на какие только хитрости и уловки не шли студенты, чтоб заполучить вожделенную троечку. Желаем каждому студенту найти подход к каждому преподавателю и свою вожделенную троечку, а может и более высокую оценку. Удачи!!!

Колчанова Ксения

Мне нравится

8.1. Досрочная сдача экзаменов и зачетов, результаты которых фиксируются в индивидуальной зачетно-экзаменационной ведомости, допускается в исключительных случаях (медицинские показания, командировка и т.п.) на основании личного заявления студента с указанием причин на имя проректора по учебной работе с резолюцией декана факультета.

8.2. В случае получения на досрочной сдаче экзамена оценки «неудовлетворительно» студенту разрешается пересдача экзамена в установленном порядке в дни переэкзаменовок.

8.3. Студент, получивший в период промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, имеет право ликвидировать (пересдать) их в специально установленные деканом факультета дни.

8.4. Студент, получивший в период промежуточной аттестации (экзаменов и/или зачетов) количество неудовлетворительных оценок больше трех, подлежит отчислению из Университета.

8.5. Студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки по зачету или экзамену по одному и тому же предмету не более трех раз сроки, согласованные с деканатом. Два раза студент вправе ликвидировать (пересдать) неудовлетворительные оценки преподавателю, которому он ранее сдавал зачет или экзамен.

Третья пересдача осуществляется в присутствии комиссии, которая назначается заведующим кафедрой в составе 2-3 преподавателей. Полученная на пересдаче оценка является окончательной.

8.6. Студент обязан ликвидировать (пересдать) полученные в период зимней или летней сессии неудовлетворительные оценки не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией.

Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной осенней сессии (по дисциплинам первого модуля), допускается до зимней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность. Студент, по неуважительным причинам не ликвидировавший задолженность по промежуточной весенней сессии (по дисциплинам третьего модуля), допускается до летней сессии и обязан в течение ее ликвидировать данную задолженность.

8.7. В исключительных случаях ректор Университета, по ходатайству декана факультета, может разрешить студенту пересдачу экзаменов с целью повышения положительной оценки, если успешная пересдача позволяет студенту претендовать на получение диплома с отличием. Такая пересдача разрешается не более чем по одной дисциплине. Разрешается пересдача одной оценки «хорошо» сверх имеющихся 25% или одной оценки «удовлетворительно», если она единственная и все остальные оценки «отлично». Пересдача экзамена проводится после последней сессии (то есть завершения теоретической подготовки), но до начала итоговой аттестации.

8. Продление, перенос сроков сессии

      Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни или по другим документально подтвержденным уважительным причинам (медицинским показаниям, семейным обстоятельствам и т.п.), проректор по учебной работе по личному заявлению студента, согласованному с деканом факультета, может продлить сроки промежуточной аттестации или установить индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов. При этом ликвидация задолженностей должна быть произведена согласно п. 8.6. не позднее первого месяца семестра, следующего за сессией. В необходимых случаях студенту оформляется академический отпуск.

      Справки о болезни и другие необходимые документы предоставляются в деканат в течение трех дней с момента выдачи справки в лечебном или другом учреждении. Справки должны быть зарегистрированы в городской поликлинике № 51. В случае болезни или другой уважительной причины студент обязан своевременно (до момента закрытия ведомости) уведомить деканат о причинах своего отсутствия.

      Конкретные сроки продления (переноса) промежуточной аттестации оформляются распоряжением декана. На основании распоряжения деканат выдает студенту индивидуальную зачетно-экзаменационную ведомость, которая должна быть возвращена в деканат в день сдачи экзамена. Ведомость действительна в течение трех дней с момента выдачи.

РЕГЛАМЕНТ

Нижний Новгород

1. Общие положения

2. Сроки сдачи экзаменов и зачетов

3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии

4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

5. Порядок проведения зачетов

6. Порядок проведения экзаменов

7. Форма проведения экзаменов

8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена

9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов

10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику

11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов

12. Порядок ликвидации академической задолженности

13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость

14. Порядок перевода студентов на следующий курс

15. Контроль

РЕГЛАМЕНТ

ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. № 000-1 (в редакции Федерального закона от 01.01.01 г. с изменениями от 22 октября 2010 г.), Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании » от 01.01.01 г. , Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 71, Уставом Университета и Положением о промежуточной аттестации студентов НГТУ.


1.2. Регламент проведения экзаменов и зачетов (далее Регламент) определяет порядок допуска, сдачи экзаменов и зачетов студентами, а также порядок ликвидации академической задолженности и отчисления студентов за академическую неуспеваемость.

1.3. Экзамены и зачеты проводятся по дисциплинам утвержденного учебного плана по соответствующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования, при этом, в рамках компетентностного подхода, знания, умения и навыки обучающегося определяются следующими оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено» и «не зачтено».

1.4. Экзамены проводятся по лекционным учебным курсам, а зачеты - по лекционным учебным курсам, а также практическим, лабораторным, семинарским занятиям и курсовым работам . По решению Совета факультета по отдельным лекционным учебным курсам, по отдельным видам практики, курсовым работам и проектам может предусматриваться дифференцированный зачет с оценками («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

1.5. Студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования, сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входит аттестация по физической культуре и факультативным дисциплинам. Студенты, обучающиеся в сокращенные сроки (по индивидуальным планам), в течение учебного года сдают не более 20 экзаменов.

1.6. Проведение экзаменов и зачетов должно обеспечивать возможности реального контроля знаний и навыков в соответствии с учебными планами.

1.7 В рамках каждого учебного курса кафедрой устанавливается перечень индивидуальных и групповых заданий, которые прописываются в рабочей программе по дисциплине (рефераты, РГР, контрольные работы и др.), Выполнение данных заданий рассматривается как обязательный элемент изучения курса и одновременно форма текущего контроля знаний и навыков.

1.8. Студенты заочной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии, если они не имеют задолженности за предыдущий семестр. Обучающиеся по блочной системе не должны иметь задолженности за предыдущий учебный год.

2. Сроки сдачи зачетов и экзаменов

2.1.Сроки проведения экзаменов (экзаменационная сессия) и перечень сдаваемых экзаменов по учебным дисциплинам определяются графиком учебного процесса университета и рабочим учебным планом по соответствующему направлению подготовки или специальности, и прописываются в расписании экзаменационной сессии.

2.2. Расписание составляется таким образом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее трех дней, исключая день предыдущего экзамена.

2.3. Расписание доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за две недели до начала сессии (в т. ч. вывешивается на информационном стенде факультета* ).

2.4. Для студентов, обучающихся по заочной форме, а также в сокращенные сроки, экзаменационные сессии на каждом курсе устанавливаются в соответствии с учебными планами, но не более трех в течение учебного года.

2.5. Зачеты по курсам, не имеющим экзаменов, проводятся по окончании чтения лекций до начала экзаменационной сессии (на последней неделе теоретического обучения перед экзаменационной сессией).


2.6. Предусматривается сдача зачетов и экзаменов по индивидуальному графику (см. главу 10 данного положения)

2.7. Зачеты по всем видам практик принимаются руководителем.

Зачеты по практикам принимаются по окончании практики на основе отчетов, составленных студентами в соответствии с утвержденной программой.

3. Порядок допуска студентов к экзаменационной сессии

3.1. Студенты очной и очно-заочной форм обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии выполнения и сдачи ими всех курсовых проектов , работ и зачетов, предусмотренных учебным планом текущего семестра. Зачеты должны быть сданы до даты начала экзаменационной сессии, установленной приказом ректора .

В случае, если по дисциплине в текущем семестре зачет учебным планом не предусмотрен, а запланированы контрольные, расчетно-графические и лабораторные работы , студент допускается к экзамену по этой дисциплине при условии выполнения и сдачи вышеперечисленных работ.

Список должников предоставляется заведующим кафедрой в деканат за день до начала экзаменационной сессии.

3.2. Сдача зачета фиксируется в зачетно-экзаменационной ведомости и в зачетной книжке студента соответствующей записью «зачтено».

4. Подготовка к сдаче экзаменов (зачетов)

4.1. По каждой дисциплине от преподавателя студенты получают:

Информацию о графике (сроках), форме и содержании проведения зачетов, экзаменов и других мероприятий текущего контроля знаний (информация вывешивается на информационной доске деканата или кафедры);

Полные сведения о системе оценки знаний.

Преподаватель обязан провести все мероприятия по дисциплине, запланированные рабочим учебным планом и своим индивидуальным планом, в точном соответствии с расписанием занятий на семестр.

4.2. По каждой дисциплине, выносимой на экзаменационную сессию, проводятся консультации не позднее дня, предшествующего экзамену.

5. Порядок проведения зачетов

5.1. Перечень курсов и видов занятий, по которым предусматривается контроль результатов обучения в форме зачета, определяется рабочим учебным планом.

5.2. Зачет может проводиться как в формате, аналогичном проведению экзамена, так и в других формах, основанных на выполнении индивидуального или группового задания, позволяющего осуществить контроль знаний и полученных навыков.

5.3. При групповой подготовке проектов вклад каждого члена группы в разработку соответствующих разделов должен быть указан в письменной форме в методической разработке по проектированию.

5.4. Отчеты по практическим и лабораторным занятиям могут приниматься по мере их выполнения: по практическим занятиям (по отдельным дисциплинам) - в форме контрольных работ и рефератов.

5.5. Зачеты по дисциплинам с семинарскими занятиями могут приниматься на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студентов на семинарах. Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвовали в семинарских занятиях.

5.6. Зачет принимает преподаватель, который читал лекции по данному курсу.

В отдельных случаях, когда преподаватель не может принимать зачет

из-за болезни, командировки или по другой уважительной причине, заведующий кафедрой дает письменное поручение принять зачет другому преподавателю. Данное поручение оформляется распоряжением по кафедре.

5.7. Зачет может приниматься преподавателем не более двух раз.

5.8. Остальные правила проведения зачетов аналогичны правилам проведения экзаменов.

6. Порядок проведения экзаменов

6.1. По представлению деканатов факультетов учебный отдел университета согласовывает, а проректор по учебной работе утверждает расписание экзаменационной сессии.

6.2. Преподавателю, принимающему экзамен, запрещается самостоятельно изменять дату, время и место его проведения без согласования с деканатом, за которым закреплена учебная группа. Данное согласование должно быть оформлено служебной запиской с визой декана или заместителя декана по учебной работе.

6.3. В случае изменения хотя бы одной позиции в расписании экзаменационной сессии (дата, время и место проведения) деканат обязан сообщить об этом в учебный отдел университета, довести сведения до студентов и внести коррективы в расписание на информационной доске своего учебного подразделения.

6.4. При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе оформленную зачетную книжку (на каждой странице должны быть заполнены реквизиты: учебный год, Ф. И.О. студента, подпись декана, заверенная печатью факультета), которую предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

6.5. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

6.6. Выдача на дом аудиторных экзаменационных заданий не разрешается.

6.7. Каждый студент должен быть обеспечен отдельным рабочим местом.

6.8. Ответы на вопросы экзаменационных заданий носят строго индивидуальный характер. В ходе проведения экзамена исключаются все формы консультаций студентов друг с другом или с преподавателем.

6.9. При проведении экзаменов могут быть использованы технические средства и наглядные пособия (плакаты, макеты, натуральные образцы и т. д.). Возможность использования на экзамене справочной литературы , методических материалов, компьютеров и электронных записных книжек определяется преподавателем, и доводится до студентов на консультации.

6.10. Использование средств связи на экзамене запрещено.

6.11. За нарушение порядка проведения экзамена (зачета) студент может быть удален с экзамена (зачета) с проставлением в ведомость неудовлетворительной оценки («незачтено»).

7. Форма проведения экзаменов

7.1. Форма проведения экзамена устанавливается преподавателем по согласованию с кафедрой и фиксируется в рабочей программе по дисциплине.

7.2. Проведение письменного экзамена.

· Письменный экзамен проводится одновременно для всех студентов группы (лекционного потока).

· Для проведения письменного экзамена разрабатываются преподавателем и утверждаются на кафедре экзаменационные задания в количестве вариантов, достаточных для обеспечения возможности организации индивидуального ответа на вопросы.

· Экзаменационное задание может включать в себя:

- «закрытые» тесты, предусматривающие, как правило, возможность выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Если тест содержит несколько правильных ответов, студенты должны быть об этом предупреждены;

- «открытые» вопросы, требующие краткого ответа или развернутого объяснения;

Задачи и комбинированные задания, требующие выполнения расчетов.

· Студенты должны быть заранее проинформированы о том, какой процент выполнения экзаменационного задания в целом соответствует той или иной оценке.

· Результаты письменного экзамена должны быть доведены до студентов (вывешены на стенде факультета) не позднее чем через два дня после его проведения.

7.3. Проведение устного экзамена.

· Для проведения устных экзаменов разрабатывается перечень вопросов экзаменационных билетов, а также дополнительных заданий, которые могут быть предложены студентам в качестве дополнительных.

· Все основные вопросы распределяются по экзаменационным билетам. Перечень вопросов, количество вопросов в билете и их распределение по билетам утверждаются на заседании соответствующей кафедры. Билеты должны быть подписаны экзаменатором и заведующим кафедрой.

· Каждому студенту независимо от того, который раз сдается экзамен, должна быть предоставлена возможность случайным образом получить один из экзаменационных билетов.

· Структура и содержание дополнительных экзаменационных заданий определяется преподавателем, ответственным за чтение курса. Экзаменационные задания могут быть подготовлены в форме открытых вопросов, тестов и практических заданий.

· Студент, получивший вопросы и задания, письменно выполняет их. Время, выделяемое на подготовку, должно быть достаточным для того, чтобы дать краткий (неразвернутый), но полный (без пропусков) ответ на все структурные элементы экзаменационного вопроса и задания.

· В процессе устного ответа студент делает необходимые комментарии к своим записям и отвечает на уточняющие и дополнительные вопросы экзаменатора.

· При устной форме экзамена экзаменатору предоставляется право задавать студенту по программе курса дополнительные вопросы в рамках отведенного для ответа на экзамене временного норматива. При этом каждый студент в процессе занятий и консультаций должен быть ознакомлен с программой курса, содержанием минимальных требований, которым необходимо удовлетворять для получения положительной оценки по курсу, и критериями дифференциации оценки.

7.4. Проведение комбинированного экзамена.

· В отдельных случаях по решению кафедры курсовой экзамен проводится в два этапа:

Выполнение письменного задания;

Устная часть экзамена.

· Каждый этап проводится в соответствии с правилами проведения устного и письменного экзаменов соответственно.

7.5. Экзамены принимаются преподавателями, читающими данный лекционный курс, при этом может привлекаться преподаватель, ведущий практические или семинарские занятия.

7.6. В случае отсутствия вышеуказанных преподавателей экзамен может принять заведующий соответствующей кафедрой или преподаватель, которому заведующий кафедрой (в письменной форме) делегировал данные полномочия. В случае, когда отдельные разделы курса, по которым установлен единый экзамен, читаются несколькими преподавателями, экзамен проводится с их участием, но с выставлением одной оценки.

8. Выставление итоговой оценки и объявление результатов экзамена

8.1. При определении уровня экзаменационной оценки по дисциплине с преобладанием теоретического обучения рекомендуется использовать следующие критерии:

-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, глубокое систематическое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;

-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендуемую в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности ;

-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;

-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить у профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

С учетом изложенных критериев и при особом внимании к специфике конкретных дисциплин устанавливаются требования к оценке знаний на экзаменах и дифференцированных зачетах по иностранным языкам , инженерной графике, начертательной геометрии, физическому воспитанию и другим дисциплинам, обучение которым направляется преимущественно на формирование практических умений, навыков и профессионального мастерства.

8.2. После выставления оценок и передачи экзаменационной ведомости в деканат студенты имеют право посмотреть работы. Показ работ осуществляется в день объявления оценки.

8.3. Экзаменационные оценки «отлично» и «хорошо» могут быть поставлены преподавателем без опроса студента только на экзамене, как исключение по результатам текущей успеваемости студента в семестре.

9. Оформление результатов проведения экзаменов и зачетов

9.1. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Ведомости должны быть пронумерованы деканатом, заполнены (в соответствующих графах должны быть проставлены номер зачетной книжки, подпись преподавателя), и подписаны деканом или заместителем декана по учебной работе.

9.2. Неявка на экзамен или зачет отмечается в экзаменационной ведомости словом «не явился» и подписью преподавателя.

9.3. Экзаменационные (зачетные) ведомости выдаются преподавателю деканатом в день, предшествующий консультации по экзамену.

9.4. В ведомости должны быть отмечены те студенты, которые по тем или иным причинам не допущены до экзамена деканатом или кафедрой.

9.5. Экзаменационные (зачетные) ведомости сдаются преподавателем в деканат полностью оформленными, с выставленными результатами экзамена (зачета) в день проведения или на следующий день после экзамена (зачета).

Возврат экзаменационных листов и ведомостей производится преподавателем лично.

9.6 В случае, когда преподаватель не может лично передать ведомость в деканат, он передает ее через секретаря кафедры, на которой работает.

9.7. Сотрудник деканата не имеет право принимать ведомость от преподавателя, если не все графы, предусмотренные бланком, заполнены.

Подчистки, зачеркивания и другие исправления в ведомости допускаются в исключительном случае. Каждое исправление должно быть подкреплено записью преподавателя «исправлено» и личной подписью.

9.8. Документы, связанные с проведением экзаменов (зачетов), хранятся в деканате в течение 5 лет.

9.9. Результаты экзаменационной сессии проставляются в учебных карточках (в месячный срок) и вносятся в АСУ «Деканат» в течение

5 дней после окончания сессии.

9.10. Студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного курса, успешно сдавшие все экзамены и зачеты, переводятся на следующий курс распоряжением декана факультета.

10. Сдача экзаменов и зачетов по индивидуальному графику

10.1. Досрочная сдача зачетов или экзаменов разрешается в исключительных случаях по уважительной причине.

Студент излагает причины, вызвавшие необходимость досрочной сдачи зачета (экзамена), в личном заявлении на имя ректора университета. Заявление визирует декан факультета и проректор по принадлежности. На основании данного заявления деканат определяет индивидуальную траекторию сдачи зачетов (экзаменов) и вносит проект приказа о досрочном допуске студента к сессии с обозначением сроков проведения аттестационных процедур. Приказ ректора должен быть издан до начала сессии.

10.2. Студенты, которым решением Совета факультета разрешен индивидуальный план обучения, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, предусмотренные индивидуальным планом и установленные деканом факультета.

10.3. Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, распоряжением декана факультета предоставляется продление экзаменационной сессии на количество дней их болезни. Студент должен уведомить деканат о болезни, и не позднее, чем через три дня после выздоровления представить в деканат справку о временной нетрудоспособности .

Если справка в указанные сроки не предоставлена, деканат вправе потребовать от студента объяснительную записку о причинах нарушения сроков предоставления справки, и, при необходимости, принять к студенту меры дисциплинарного взыскания , вплоть до отчисления.

10.4. Студенты, переведенные из других вузов или восстановленные в НГТУ, сдают зачеты и экзамены по расписанию учебного подразделения, согласованному с соответствующими преподавателями.

11. Ответственность студентов за нарушение порядка сдачи экзаменов и зачетов

11.1.Неявка на экзамен без уважительной причины в назначенное время рассматривается как использованная попытка сдачи экзамена и приравнивается к получению оценки «неудовлетворительно».

11.2. Основанием для уважительной причины является:

Временная нетрудоспособность, подтвержденная справкой медицинского учреждения ;

Другие исключительные случаи, подтвержденные документально.

11.3.Нарушения порядка на экзамене (использование справочной литературы или рукописей справочного характера, методических материалов, компьютеров, электронных записных книжек без разрешения преподавателя, а также средств связи) ведут к удалению студента с экзамена (зачета) с выставлением ему оценки «неудовлетворительно» («незачтено»).

12. Порядок ликвидации академической задолженности

12.1. Для ликвидации студентами академической задолженности декан факультета устанавливает сроки и порядок сдачи экзаменов в пределах срока ликвидации академической задолженности, предусмотренного приказом ректора. Неявка студента на пересдачу экзамена в установленный срок по неуважительной причине влечет за собой выставление неудовлетворительной оценки.

12.2. Пересдаче подлежит не более двух оценок «неудовлетворительно».

12.3. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка, в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается.

12.4. Пересдача экзамена, по которому получена неудовлетворительная оценка производится два раза. Для пересдачи экзамена в третий раз назначается аттестационная комиссия. В состав комиссии входят:

Преподаватель, ведущий данную дисциплину;

Преподаватель, читающий эту же дисциплину (или аналогичную), назначенный заведующим кафедрой;

Заведующий кафедрой, за которой закреплена дисциплина;

Декан или заместитель декана по учебной работе факультета (института), на котором обучается студент.

Решение комиссии является окончательным».

12.5. По окончанию экзаменационной сессии деканаты факультетов не позднее, чем за три дня до очередной переэкзаменовки формируют график пересдач и вывешивают его на информационном стенде факультета.

12.6. Студентам заочной формы обучения при наличии уважительных причин деканы факультетов могут устанавливать иные сроки на период до начала следующей сессии.

12.7. Для студентов, прошедших практику, но не получивших зачет в установленное время, кафедрой определяется срок ликвидации академической задолженности по практике в течение двух недель.

12.8. Если студент сдает экзамен в сроки, отличные от утвержденного сессионного расписания его учебной группы (досрочная сдача, перенос экзамена по уважительной причине или пересдача), то, наряду с зачетной книжкой, он должен предъявить направление (экзаменационный лист), подписанный деканом факультета или заместителем декана по учебной работе.

12.9. В случае, когда необходимость в пересдаче экзамена по одной и той же дисциплине у одного преподавателя возникает у группы студентов, деканат может выдать повторную ведомость.

12.10. Ответственность за хранение бланков экзаменационных листов и зачетно-экзаменационных ведомостей на факультете несет диспетчер. Данная функциональная обязанность должна быть предусмотрена должностной инструкцией сотрудника.

12.11. Не допускается хранить не заполненные бланки экзаменационных листов, подписанные деканом или заместителем декана по учебной работе.

12.12. Вопрос о пересдаче оценок «удовлетворительно» и «хорошо» рассматривается в исключительных случаях на последнем курсе обучения после сдачи всех экзаменов и зачетов, но до начала итоговой государственной аттестации. Разрешается пересдать не более двух оценок.

Пересдача оценок «удовлетворительно» допускается, если их количество не превышает двух за весь период обучения.

Решение принимает декан факультета на основании личного заявления студента.

13. Отчисление студентов за академическую неуспеваемость

По представлению декана факультета подлежат отчислению за академическую неуспеваемость студенты:

Не сдавшие в сессию экзамены по трем и более дисциплинам;

Не ликвидировавшие академическую задолженность, а также разницу в учебных планах в установленные приказом ректора сроки;

Не выполнившие индивидуальный график или индивидуальный план обучения;

Не выполнившие программу практики или получившие неудовлетворительную оценку при защите отчета по практике ;

Получившие неудовлетворительную оценку при пересдаче дисциплины экзаменационной комиссии.

14. Порядок перевода студентов на следующий курс

Перевод студентов на следующий курс осуществляется распоряжением декана факультета по итогам летней экзаменационной сессии (до начала нового учебного года). Все студенты, находящиеся в контингенте на

01 сентября текущего учебного года переводятся на следующий курс, включая студентов, направленных на пересдачу по 1-2 дисциплинам и числящихся в академическом отпуске.

15. Контроль

1. Контроль за подготовкой к проведению экзаменов и их проведением преподавателями в соответствии с настоящим Регламентом возлагается на заведующих кафедрами.

2. Общий контроль за соблюдением процедур настоящего Регламента возлагается на заместителя декана по учебной работе и учебно-методическое управление вуза.

3. Итоги экзаменационных сессий и предложения по улучшению учебного процесса на факультете выносятся на обсуждение заседаний кафедр, Совета факультета.

* в данном Регламенте под учебным подразделением «Деканат факультета» подразумевается и учебное подразделение «Дирекция института»

Вы можете скачать следующие материалы:

1. ПРИКАЗ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ОТПУСКОВ
2. ТИПОВОЙ ДОГОВОР О ПЛАТЕ ЗА ОБУЧЕНИЕ
3. ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
4. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА СТУДЕНТОВ ИЗ ОДНОГО ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДРУГОЕ
5. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СТИПЕНДИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ДРУГИХ ФОРМАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ OБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АСПИРАНТОВ И ДОКТОРАНТОВ
6. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СТУДЕНЧЕСКОМ ОБЩЕЖИТИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8. УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОКРАЩЕННЫЕ СРОКИ
9. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СТИПЕНДИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ДРУГИХ ФОРМАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АСПИРАНТОВ И ДОКТОРАНТОВ
10. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
11. ПАМЯТКА ПРИЗЫВНИКА

Общие вопросы

В каких документах определяются права студентов?

Конституция РФ; Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования;
Устав вуза;
Иные предусмотренные уставами вузов локальные документы (напр. «Правила внутреннего распорядка»).

Какие обязанности должен выполнять студент?

Студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.8.).

Может ли студент обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза?

Может. Студенты имеют право обжаловать приказы и распоряжения администрации вуза в порядке, установленном законодательством РФ. Закон предполагает два способа обжалования студентами приказов и распоряжений администрации вуза: административный и судебный.
Предметом административной жалобы могут быть как локальные, так и нормативно-правовые акты (решения). По форме жалоба может быть письменной или устной (высказанной на приеме). Подача ее не ограничена каким-либо сроком. Письменная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана. Общий срок рассмотрения жалобы – один месяц. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка, срок ее рассмотрения может быть продлен руководителем или его заместителем, но не более чем на один месяц.
Приказы и распоряжения администрации университета, повлекшие за собой нарушения закона или превышение полномочий, а также ущемляющие гражданские права, студент в праве обжаловать в судебном порядке.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 16, п.2.7.)

Какие дисциплинарные санкции могут быть применены к студенту?

Ненадлежащее исполнение студентом обязанностей, предусмотренных Уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в общежитии влечет применение к нему дисциплинарных санкций. К дисциплинарным взысканиям для студентов относятся: замечание, выговор, отчисление.
Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента после получения от него объяснений в письменной форме.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее, чем через 1 месяц со дня обнаружения проступка, и не позднее, чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. За каждое нарушение может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Что указывается в документах об образовании?

Вуз выдает лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании (диплом и приложение к диплому), в которых указывается наименование образовательного учреждения, выдавшего документ, квалификация, присвоенная выпускнику, а также перечень изученных дисциплин с указанием их объемов и оценок качества усвоения.
Оценки по факультативным курсам приводятся по желанию выпускника.
В случае отчисления студента из вуза до прохождения итоговой аттестации ему выдается академическая справка.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.7, п.1; ст.6, п.3.)

Порядок и правила сдачи зачетов и экзаменов

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день?

Запрета нет.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?

При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Кем устанавливается форма проведения экзаменов и зачетов?

Форма проведения экзаменов и зачетов устанавливается советом высшего учебного заведения (факультета). При проведении экзаменов и зачетов могут быть использованы технические средства.
Экзаменатору предоставляется право задавать студентам вопросы помимо вопросов, имеющихся в билете, а также помимо теоретических вопросов, давать задачи и примеры по программе данного курса.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?

Экзамены на дневных факультетах сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами, и в порядке, установленном расписанием экзаменов.
В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.
Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?

Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?

Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением каких-либо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен?

Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.
Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?

По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:
- в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);
- после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?

Пересдача экзамена по одному и тому же предмету допускается не более двух раз.

Обучение в вузе, учебная нагрузка студентов

Кем определяется график прохождения и перечень учебных дисциплин и предметов?

Прохождение учебных дисциплин и предметов определяется государственным образовательным стандартом (основной профессиональной образовательной программой) высшего профессионального образования, утвержденным федеральным органом, учебным планом, утвержденным ученым советом вуза, и программой, утвержденной ректором вуза.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.5, п.2.)

Имеет ли право студент определять содержание своего образования?

Да. Студенты имеют право участвовать в формировании содержания своего образования в пределах требований, установленных государственным стандартом высшего профессионального образования (например, выбор факультативных дисциплин).
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2)

Какая предельная нагрузка студентов всеми видами учебных занятий?

Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторных и внеаудиторных занятий.
(Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования»).

Имеются ли ограничения по количеству аудиторных занятий?

Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и в среднем он составляет 27 часов в неделю, не учитывая факультативы.

Может ли студент осваивать дополнительные учебные дисциплины?

Студент высшего учебного заведения имеет право осваивать с учетом личных интересов помимо учебных дисциплин по избранным специальностям любые другие учебные дисциплины в своем вузе (в порядке, предусмотренном уставом), а также в других вузах (по согласованию между их руководителями).
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ст.16, п.2.3.)

Стипендия

Что такое стипендия?

Стипендия является денежной выплатой, назначаемой студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях. Стипендии назначаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.
Стипендии подразделяются на:
– стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства РФ. Назначаются студентам и аспирантам, обучающимся в образовательных учреждениях и научных организациях, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности, в соответствии с положением, утвержденным Президентом РФ и Правительством РФ;
– государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов. Назначаются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ;
- государственные (муниципальные) академические стипендии – назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности;
- государственные (муниципальные) социальные стипендии. Назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, нуждающимся в социальной помощи;
- именные стипендии. Утверждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам, докторантам.

Кому и на основании каких документов назначается стипендия?

При назначении государственной (муниципальной) академической стипендии основными документами сессии являются зачетная и экзаменационная ведомости. Академическая стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на «отлично», «отлично и хорошо», или на «хорошо». Назначение академической стипендии происходит 2 раза в год по итогам экзаменационных сессий.

Каков порядок назначения стипендий и кто ее назначает?

Распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируется в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой профсоюзной организацией или с организацией, представляющей интересы студентов.
Назначение государственной (муниципальной) академической стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии. В состав стипендиальной комиссии могут включаться представители студенческого профсоюзного комитета или представители студентов.
Выплата государственной (муниципальной) академической стипендии производится один раз в месяц.
Назначение государственной (муниципальной) социальной стипендии осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели в стипендиальном фонде. Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии производится один раз в месяц. Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии может быть приостановлена при наличии задолженности по результатам экзаменационной сессии и возобновляется после ее ликвидации с момента приостановления выплаты указанной стипендии.

За что назначается повышенная стипендия?

За особые успехи в учебной и научной деятельности студентам, аспирантам и докторантам в пределах имеющихся в вузе средств могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном ученым советом образовательного учреждения или научной организации.

За что могут назначаться надбавки к стипендии?

Надбавки к стипендии могут назначаться из стипендиального фонда или внебюджетных средств образовательного учреждения за отличную учебу, активное участие в общественной и научной работе по представлению стипендиальных комиссий и общественных организаций.

Кому в обязательном порядке назначается государственная (муниципальная) социальная стипендия?

В обязательном порядке социальная стипендия назначается студентам:
- из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- признанными в установленном порядке инвалидами 1 и 2 групп;
- пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф (для студентов, имеющих гражданство РФ);
- являющихся инвалидами и ветеранами боевых действий.
Право на получение государственной (муниципальной) социальной стипендии имеет студент, представивший в образовательное учреждение выданную органом социальной защиты населения по месту жительства справку для получения государственной социальной помощи. Эта справка предоставляется ежегодно.

В каком случае прекращается выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии?

Выплаты социальной стипендии прекращаются в случае:
- отчисления студента из образовательного учреждения;
- прекращения действий основания, по которому стипендия была назначена.
Выплата государственной (муниципальной) социальной стипендии может только приостанавливаться при наличии задолженности по результатам экзаменационной сессии и возобновляется после ее ликвидации с момента приостановлении выплаты указанной стипендии.
(Постановление Правительства РФ от 27 06. 2001г. № 478«Об утверждении Положения о стипендиальном обеспечении и других формах поддержки государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов».)

Социальная и материальная поддержка студентов

Какие формы поощрения студентов возможны при обучении?

Как правило, администрацией вуза используются: повышенные и именные стипендии, денежные премии и ценные подарки. В качестве морального поощрения практикуются грамоты, благодарности.

Кто из студентов имеет право на получение материальной помощи?

Нуждающимся студентам, в том числе и не получающим стипендию, обучающимся по очной форме в государственных, муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание материальной помощи нуждающимся студентам в размере 25 % стипендиального фонда, предусмотренного в установленном порядке в соответствующих бюджетах. На эти цели могут быть использованы и внебюджетные средства образовательного учреждения.
Студенты, обучающиеся на бюджетной и внебюджетной основе, являющиеся членами профсоюза, имеют право на получение материальной помощи из бюджета профсоюзной организации.

Как оказывается материальная помощь студентам?

Решение об оказании единовременной материальной помощи принимается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзной организацией студентов.
Студентам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме, выплачивается ежегодное пособие в размере 3-х месячной стипендии на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 16, п.3)

Отчисление и восстановление, повторное обучение

В каких случаях допускается повторное обучение студента на одном курсе?

Повторное обучение студента на одном курсе допускается в виде исключения, но не более одного раза за весь срок обучения в вузе.
Вопрос об оставлении студента на повторное обучение решается ректором по представлению декана при наличии уважительной причины (болезнь, семейные обстоятельства, служебные командировки), подтвержденной документально с учетом мнения общественных организаций вуза и факультета.
(Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

В каких случаях студент может быть отчислен из вуза?

Студент может быть отчислен из вуза:
- за академическую неуспеваемость;
- за нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка вуза, правил распорядка общежития;
- по собственному желанию.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.9.; Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования.)

В каких случаях студент не может быть отчислен из вуза?

Не допускается отчисление студентов из вуза во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.16, п.9.)

Какой документ получает студент, отчисленный из вуза?

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются справки установленного образца, а успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения) диплом о неполном высшем профессиональном образовании.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , ст.6, п.3.)

В каких случаях студент может восстановиться в вузе?

Студент имеет право на восстановление в вузе в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления, при наличии вакантных мест.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.6, п.4.)

Академический отпуск

Что такое академический отпуск?

Академический отпуск – это отпуск, предоставляемый студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийное бедствие, семейные обстоятельства и т.д.). В случае предоставления академического отпуска его продолжительность, как правило, не может превышать 12 календарных месяцев.
(ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 16, п.3)

В каких случаях студенту может быть предоставлен академический отпуск?

Академический отпуск предоставляется:
- по медицинским показаниям (при наличии заключения клинико-экспертной комиссии с указанием длительности отпуска);
- по беременности и родам на срок, указанный в медицинском заключении;
- по уходу за ребенком;
- по иным причинам (при наличии веских причин, подтвержденных документально).
(Приказ Минобразования РФ от 5 ноября 1998г. № 2782 «О порядке предоставления академических отпусков»).

Порядок назначения и выплаты государственных пособий женщинам-студенткам

Учащимся, студенткам начального, среднего и высшего профессионального образования (обучающимся на бюджетной и платной основе), аспиранткам дневной формы обучения назначаются и выплачиваются следующие виды государственных пособий:
- Пособие по беременности и родам;
- Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- Единовременное пособие при рождении ребенка;
- Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
(Постановление Правительства РФ от 30.12.06г. № 865 «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей»)

Студенты, проживающие в общежитии,их права и обязанности

Какими нормативными документами регулируются вопросы проживания студентов в общежитии?

Федеральным законом « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22. 08. 1996г. и «Примерным положением о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования РФ» от 04.07.2007 г.

Кто имеет право на получение ордера для проживания в общежитии?

Студенческие общежития вузов предназначаются для размещения иногородних студентов. При условии полной обеспеченности местами в студенческих общежитиях вышеназванной категории обучающихся, образовательное учреждение по согласованию с профкомом студентов вправе принять решение о размещении в студенческом общежитии студентов, постоянно проживающих на территории данного муниципального образования или города федерального значения.
Иностранные граждане, принятые на обучение в вузы Российской Федерации, размещаются в общежитиях на общих основаниях с обучающимися из числа российских граждан.

Каков размер платы за проживание в общежитиях?

Размер оплаты за проживание в студенческом общежитии, коммунальные и бытовые услуги для всех категорий образовательных учреждений высшего профессионального образования не может превышать 5 % размера стипендии.
Образовательное учреждение по согласованию с профсоюзной организацией студентов вправе оказывать проживающим с их согласия дополнительные (платные) услуги, перечень, объем и качество предоставления которых установлены договором найма жилого помещения в студенческом общежитии, заключаемым образовательным учреждением с проживающим. Размер оплаты и порядок оказания дополнительных услуг в студенческом общежитии определяется отдельным договором образовательного учреждения с проживающим.
От платы за проживание в общежитиях освобождаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также инвалиды I и II групп.
Плата за пользование общежитием взимается со студентов и аспирантов за все время проживания и период каникул; при выезде студентов и аспирантов из общежития в период каникул плата за пользование постельными принадлежностями и дополнительные услуги не взимается.

Каковы санитарные нормы для проживающих в студенческих общежитиях?

В соответствии с санитарными нормами и правилами жилое помещение (жилая комната) предоставляется из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного проживающего.

Каковы права студентов, проживающих в общежитии?

Студенты, проживающие в общежитии, имеют право:
- проживать в закрепленной жилой комнате весь срок обучения в учебном заведении при условии соблюдения правил внутреннего распорядка;
- пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем общежития;
- вносить администрации учебного заведения предложения по внесению изменений в договор найма жилого помещения в студенческом общежитии;
- переселяться с согласия администрации в другое жилое помещение общежития;
- избирать совет студенческого общежития и быть избранным в его состав;
- участвовать через студсовет общежития, профсоюзную организацию студентов в решении вопросов улучшения условий обучающихся, организации внеучебной воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределения средств, направляемых на улучшение социально-бытовых условий проживания.

Каковы обязанности студентов, проживающих в общежитии?

Студенты, проживающие в общежитии, обязаны:
- строго соблюдать правила проживания и правила внутреннего распорядка студенческого общежития, техники безопасности, пожарной и общественной безопасности;
- бережно относиться к помещениям, оборудованию и инвентарю студенческого общежития, экономно расходовать электроэнергию, газ и воду, соблюдать чистоту в жилых помещениях и местах общего пользования, ежедневно производить уборку в своих жилых комнатах (блоках);
- своевременно, в установленном образовательным учреждением порядке, вносить плату за проживание, коммунальные услуги и за все виды потребляемых дополнительных услуг, предоставляемых по желанию проживающих;
- возмещать причиненный материальный ущерб в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключенным договором найма жилого помещения;
- выполнять положения заключенного с администрацией образовательного учреждения договора найма жилого помещения.

Кто распределяет места в общежитии?

Распределение мест в студенческом общежитии между факультетами (отделениями) и другими структурными подразделениями образовательного учреждения и порядок заселения в студенческое общежитие (в том числе утверждение списка обучающихся на вселение в студенческое общежитие) определяется образовательным учреждением по согласованию с профсоюзной организацией и объявляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Как осуществляется вселение и переселение студентов?

Проживающие в студенческом общежитии и администрация образовательного учреждения заключают договор найма жилого помещения в студенческом общежитии, разработанным образовательным учреждением на основе Типового договора найма жилого помещения в общежитии от 26.01.2006 № 42.
Вселение обучающихся осуществляется на основании договора найма жилого помещения, в котором указывается номер студенческого общежития и комнаты.
Как правило, жилая комната закрепляется за проживающими на весь период обучения в образовательном учреждении.
Переселяются студенты из одного общежития в другое по совместному решению администрации и профкома студентов учебного заведения, а из одной комнаты в другую – по решению администрации и студсовета общежития.
Регистрация проживающих в студенческом общежитии осуществляется в порядке, установленном органами внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содействие в организации и оформлении регистрационного учета проживающих осуществляется администрацией образовательного учреждения.

Кто подлежит выселению из общежития?

Абитуриенты, получившие неудовлетворительную оценку на вступительных экзаменах, освобождают место в общежитии в течение трех дней со дня объявления результата экзамена; подавшие апелляцию – в трехдневный срок после подтверждения апелляционной комиссией правильности оценки; абитуриенты, не прошедшие в вуз по конкурсу, - в течение трех дней после издания приказа о зачислении.
При отчислении из образовательного учреждения (в том числе и по его окончании) проживающие освобождают студенческое общежитие в трехдневный срок, в соответствии с заключенным договором найма жилого помещения в студенческом общежитии.
При выселении обучающихся их студенческого общежития администрация образовательного учреждения обязана выдать им обходной лист, которые обучающие должны сдать руководителю студенческого общежития с подписями соответствующих служб образовательного учреждения.

В каких случаях студент может быть выселен из студенческого общежития?

Проживающие могут быть выселены из общежития в случае:
- использования жилого помещения не по назначению;
- разрушение или повреждение жилого помещения проживающими или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
- отказ проживающих от регистрации по месту пребывания;
- систематическое нарушение проживающими прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
- невнесение проживающими платы за жилое помещение в течение трех месяцев;
- отсутствия проживающих в общежитии без письменного предупреждения более двух месяцев;
- появление в общежитии в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- хранение, распространение наркотических средств;
- хранения проживающими в общежитии взрывчатых, химически опасных веществ или огнестрельного оружия;
- отчисления из образовательного учреждения;
- иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Какие дисциплинарные взыскания могут применяться к проживающим в общежитии?

За нарушение проживающими правил внутреннего распорядка в студенческом общежитии к ним применяются следующие дисциплинарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- выселение из общежития;
- отчисление из образовательного учреждения с расторжением договора найма жилого помещения в общежитии.
Применение дисциплинарных взысканий оформляется приказом ректора образовательного учреждения.

Могут ли в студенческих общежитиях проживать студенческие семьи?

С целью создания условий компактного проживания семейных студентов места в студенческом общежитии, выделяемых иногородним обучающимся, создавшим семью (в первую очередь семейным студентам), определяются совместным решением администрации образовательного учреждения и профсоюзной организации студентов исходя из имеющегося жилого фонда и предоставляются в изолированных подъездах, секциях, этажах, блоках; крыле общежития, состоящим из отдельных блоков, квартир, с соблюдением санитарных норм проживания.
Вселение семейных студентов осуществляется на общих основаниях. В случае если супруги не являются обучающимися (студентами) одного образовательного учреждения, договор найма жилого помещения с ними заключается в отдельности.
Места в студенческом общежитии предоставляется также студенческим семьям с детьми. Образовательное учреждение совместно с профсоюзной организацией студентов при размещении семейных студентов с детьми в соответствии с требованиями органов санитарного надзора определяет места хранения детских колясок, принимает меры по выделению помещений для игровых детских комнат, оказывает содействие в обеспечении детей обучающихся местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Плата за пользование студенческим общежитием семьями из числа обучающихся взимается по нормам, установленным для студентов, за число мест в занимаемой семье комнате, которое определено паспортом студенческого общежития.
Проживающие в студенческих общежитиях семейные студенты руководствуются правилами внутреннего распорядка в студенческом общежитии.

Когда студента могут призвать в армию?

Право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения, на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.
Право на отсрочку от призыва на военную службу для получения профессионального образования сохраняется за гражданами в случае их повторного поступления в образовательное учреждение того же уровня (при условии их обучения не более 3-х лет в предыдущем образовательном учреждении того же уровня) или однократного перевода в образовательное учреждение того же уровня, а также в случае однократного использования ими академического отпуска.
Право на отсрочку от призыва на военную службу не распространяется на граждан, отчисленных из образовательных учреждений за нарушение их уставов или правил внутреннего распорядка.

error: