Капризный ребенок 5 лет. Капризы у ребенка: что делать

Ребенок в 3 года стал очень капризным – это частые случаи. Через подобное проходят каждая семья, просто у кого-то все протекает более гладко, а где-то искры летят во все стороны. Любой маме кажется, что все идет, как было раньше. Но в это время наши отношения с ребенком переходят на новый уровень. Кроха проходит через свой первый серьезный кризис 3 лет.

Малыш растет. Вот он родился, вот ему год, уже два и тут родители начинают сталкиваться с проблемой кризиса трех лет. Так называют детский переходный период, когда ребенок превращается в маленькое чудовище, которое невозможно отвлечь на что-либо забавное или новое, с ним нельзя договориться и унять непонятные слезы, капризы и истерики. Если такое случается несколько раз в неделю, то это не страшно, все Но если такое происходит несколько раз в день, то это говорит о том, что у вашего малыша критический период развития. Состояние очень капризного ребенка в 3 года подталкивает нас искать решение и по новой выстраивать с ним свои отношения. Поэтому каждый родитель в итоге знает, что делать в том или ином случае.

Все дети разные и проявляются у всех истерики и капризы по-разному. У некоторых это истерика, лежа на полу, перекаты из стороны в сторону, громкие крики и слезы градом. У других это швыряние всего, что попадается под руки, игрушки вещи, продукты. Ребенок в 3 года может стать очень капризным и даже неуправляемым .

Причины

У детей для таких капризов очень много. Это может быть: вдруг нахлынувшее желание выпить сока или молока поздно вечером, а дома желаемого не оказалось; захотелось идти за ручку по дороге, а у мамы именно та рука оказалась занята тяжелой сумкой. Для взрослых все эти случаи не понятны и не объяснимы. И если игнорировать и неправильно реагировать на истерики и капризы, то вы получите капризного ребенка и в 4 года тоже. При этом важно, что вы будете делать и как реагировать, чтобы этот кризис не затянулся, а ваш малыш формировался полноценной личностью. Хочется отметить, что начаться кризис может у ребенка и в 4 года . То есть, если он станет вдруг капризным , то не нужно его ругать: обнимите и попробуйте его понять!

Родители начинают думать о том, что же не так они сделали, где они допустили ошибку в воспитании и как теперь исправлять сложившуюся ситуацию. В конце концов – что делать правильно, а что нет?! Но не всегда причиной такого поведения у ребенка является его неграмотное воспитание. Малыш взрослеет с каждым днем и, несмотря, что ему всего 3 или 4 года его «я» претерпевает сильные изменения. Желание быть самостоятельным растет и крепнет вместе с ним ежедневно (!). Ему охота быть самостоятельным во многих вопросах и особенно в тех, для которых он еще очень мал. Если вы действительно хотите облегчить его положение, то примите и постарайтесь не нагнетать обстановку в доме. Главное, чтобы в это время у ребенка не возникло ощущения, что его не ущемляют, а ценят.

Как решать проблему капризного ребенка

Что же делать родителям ребенка 3 лет , у которого только капризы . Важно научиться в первую очередь контролировать свои эмоции. Нельзя показывать капризному ребенку свое раздражение, свое недовольство. Постарайтесь не кричать и не одергивать. Нужно попробовать достучаться до ребенка, не просто отвлечь, так как это будет лишь на время, а попробовать сделать, так что бы вас выслушал малыш и понял, почему и что вы от него хотите.

Например, ваш ребенок не хочет уходить с улицы домой для того, что бы пообедать. Начинается истерика на детской площадке : "Не хочу домой... хочу гулять... хочу на качели..." И так может быть до бесконечности.

Попробуйте донести до малыша вашу позицию очень спокойно, без криков, не ругаясь и не крича. Объясните ему, что вы понимаете его и понимаете то, что он хочет гулять, что он маленький и поэтому ему нравиться качаться на качелях, и играть в песок лопатками, но всем маленьким детям нужно кушать, нужно получать силу для прогулок. Только поясняйте спокойно, без раздражения. Попробуйте на примере его любимой игрушки прояснить ситуацию, возможно так ему будет более понятно, и он сможет морально уступить вам и согласиться на предложение.

Если капризы перерастают в истерику – не уступайте, не потакайте, не ублажайте ребенка, лишь бы он успокоился. Это приведет к тому, что в следующий раз все повторится. Достаточно один раз согласиться с требованием ребенка, как все ранние запреты просто рассеются, и ребенок почувствует власть над вами.

Что же можно предпринять для предотвращения у ребенка в 3 или 4 года состояний, в которых он становится нервным и капризным:

  • Терпение и чуткость, проявляйте эти качества почаще ведь малышу так нужна ваша помощь. Поверьте, вы даже не успеете оглянуться, как он вырастет и будет стараться все делать самостоятельно, поэтому не бросайте на него сразу груз ответственности, а помогите (особенно на первых порах) с ним справиться;
  • Соблюдайте один принцип воспитания. Не перекидывайтесь из одной стороны в другую. Такие качели для малыша станут невозможным грузом, а главное – он не поймет когда и как нужно действовать правильно;
  • Как только началась истерика, проявляйте терпение. Не надо кричать, ругаться и психовать. Покажите своим видом, что вам не интересно это слушать, поэтому вы заняты другим делом, к примеру, смотрите в окно. Только не делайте раздраженных действий, не перебирайте вещи со стола или вытирайте пыль. Задача заключается в том, чтобы донести до капризного ребенка всю соль вашего отстранения от его истерики;
  • Не нужно торопить, пусть все делает сам, даже если это все очень медленно происходит. Наберитесь терпения и просто подождите. Хочет сам переодеваться после секции – пусть берет свои вещи и собирается. Через два-три месяца вы и думать не будете о том, чтобы его переодеть самой. Он будет делать это сам. Так же как и следить за наполнение воды для секции и чистых вещей;
  • В незначительных мелочах можно уступить, что бы показать, что и вы можете принять его выбор. К примеру, если он захочет съесть сначала второе блюдо, а потом первое, пусть ест, это не страшно. Ведь для него это эксперимент, для вас просто отступление от стандартной последовательности действий;
  • Предложите своему чаду самому выбирать игрушку, которую он возьмет с собой в садик или на прогулку. Такая на первый взгляд мелочь поможет научить его выбирать главное! В дальнейшем он сможет планировать свой день правильно расставляя приоритеты.
  • Чаще предлагайте свою помощь, но, не делайте какие-либо вещи вместо ребенка. Даже если очень хочется. Например, он сам переоделся, но еще не успел сложить вещи – не кидайтесь на них, как только он поймет, что оделся – сложит все сам. И будет гордиться собой, потому что сам сделал все от и до!

Полезное видео

Капризный ребенок в 3 года это нормально, доктор Комаровский в своей программе расскажет подробнее что делать .

В развитии ребенка психологи и педиатры выделяют три стабильных периода: "младенческий" - с рождения до одного года, "раннее детство" - от года до трех, и "дошкольное детство" - от трех лет до семи. Каждая из этих стадий завершается так называемым кризисом развития.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Таким образом, этих кризисов также три: кризис одного года, кризис трех лет и кризис семи лет. Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он - взрослый, мы - разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку - нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название "кризиса".

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному "графику", потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого "приступа".

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые "требуют" внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать "на зуб". Но вдруг со стороны родителей раздается "нельзя". Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет. Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом - все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи. Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек - здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра "разборкой" новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это - часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими).

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок - это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Не слишком корректно говорить о том, что грудничок капризничает. Каприз, согласно словарю Ушакова, – это прихоть, немотивированное желание. Тогда как грудничок плачет исключительно, если ему дискомфортно и он в чем-то нуждается. В чем именно нуждается плачущий младенец – необходимо определить его маме. На самом деле, причин для плача не так уж много. Не все они, правда, легко устранимы.

Желание комфорта

Причин плача младенца может быть несколько. Среди них самая простая и частая – это мокрый подгузник. Интуитивно малыш желает находиться в тепле и сухости. Как только он почувствует, что ему некомфортно, он будет звать маму. Тем более, если это ощущение мешает ему спать. Единственный способ позвать маму для – плач. Поэтому первое действие мамы для успокоения – смена подгузника.

Голод

Если младенец проголодался, то он обязательно сообщит об этом своей маме плачем. В первый месяц своей жизни ребенок чаще всего просыпается именно от голода. Фактически для того, чтобы поесть, он и пробуждается. Ведь мочеиспускание, к примеру, происходит во сне. Поэтому после смены подгузника грудничка необходимо покормить.

Боль

Боль – это тоже ощущение дискомфорта, с которым ребенку надо помочь справиться. Причины боли могут быть разные. Это могут быть кишечные колики или режущиеся зубы. Если малышу сменили подгузник, покормили его, а он не прекращает плакать и не может уснуть, то, скорее всего, причина в боли. Если возраст малыша 1-3 месяца, то более вероятно болезненные ощущения связаны с коликами. В этом случае следует приложить теплую пеленку или грелку на живот младенца, провести массаж живота по часовой стрелке и дать препараты от детских колик.

Плач от зубной боли более вероятен в возрасте малыша старше 5 месяцев. В этом случае помогут обезболивающие препараты.
Само сосание груди для младенца постепенно становится чем-то большим, чем просто способом удалить голод. Это также и способ естественного обезболивания. Поэтому чуть подросший малыш может просить грудь не только от голода, но и чтобы успокоиться и уменьшить боль, в том числе и зубную.

Желание общения

Желание телесного контакта, прикосновений – это не просто прихоть младенца, а его жизненная потребность. Поэтому малыш может быть сытым, сухим, у него ничего не болит, но он продолжает плакать. Это происходит потому, что он хочет внимания и общения. В этом вопросе необходимо находить «золотую середину». Для малыша идеально находится на руках у мамы круглосуточно. Но вполне понятно, что это невозможно. Поэтому мама должна найти необходимый баланс, чтобы и малыш имел возможность побыть у нее на руках, и она сама могла сделать необходимые дела. Как перекос в сторону постоянной гиперзаботы о малыше (мама бросает все дела и всегда незамедлительно подбегает к ребенку при малейшем плаче), так и игнорирование потребности младенца в общении приводит к формированию капризного ребенка.

В любом случае сначала необходимо устранить наиболее простые причины возможного плача и капризов малыша – мокрый подгузник и голод. Если предполагаемая причина в боли, то не следует ожидать незамедлительного эффекта от принимаемых мер по ее ослаблению. Уменьшить ее бывает сложно и долго. Иногда нужно просто время и забота любимой мамы, чтоб младенец успокоился.

Капризничать иногда начинают даже самые спокойные и послушные дети. Кстати, насколько часто капризничает ребенок, влияет именно отношение к этому родителей. Да, детские капризы – это стресс не только для ребенка , но и для родителей тоже. И все же, когда ребенок начал так вести себя, попробуйте воспользоваться несколькими советами.

Вам понадобится

  • Терпение, твердость и любовь

Инструкция

Когда ваше дитя начинает капризничать, возьмите его на руки, поцелуйте, однако не вознаграждайте ничем. Если это не помогло, оставьте в покое, займитесь своими делами. Ведь для продолжения спектакля нужна публика.

Запретов не должно быть много, и обязательно они должны быть по делу. Но если вы уж что-то запретили или чем-то пригрозили – обязательно выполните. Время от времени ребенок будет проверять вас на прочность, и если вы уступите хоть однажды, то малыш будет буквально вить из вас веревки. О том же договоритесь и с остальными взрослыми в семье: хуже нет, если мама запрещает что-то, а бабушки-дедушки потакают капризам. Тогда уж у ребенка полный простор для манипуляций. Также из-за этого родительский авторитет.

Установлению ровных, спокойных отношений очень помогают всяческие ритуалы и раз установленный режим дня. Так, пробуждение хорошо начинать с поцелуев или игры, а ложиться со сказкой или колыбельной, чтобы ребенок знал, что его ждет обязательно хорошее и интересное. Ваш уход-приход также можно сопровождать ритуалом. Всегда объясняйте, когда именно вы вернетесь («когда ты поспишь, поиграешь, покушаешь»), целуйте перед уходом, иногда приносите с собой что-нибудь вкусное или интересное.

Обратите внимание

Помните, что хорошего воспитания должно быть в меру!

Полезный совет

И во всех случаях будьте спокойны и помните: в большинстве своем детские капризы возникают именно из-за недостатка внимания к малышу.

Все родители знают, что капризничать может каждый ребенок, даже самый тихий и воспитанный. Например, если малыш голоден, хочет спать, устал или же заболел. Но на самом деле все эти причины лишь поверхностные, а настоящие капризы скрывают в себе куда более серьезные причины. «Корень» кроется в семье, в которой воспитывают ребенка . Чтобы правильно воспитать капризулю, необходимо понять, в чем ошибаются родители, на что малыш отвечает капризами, и в итоге добиться того, чтобы счастливы были обе стороны.

Вам понадобится

  • - любимые игрушки ребенка

Инструкция

Не запрещайте ребенку все . Безусловно, он должен знать и понимать слово «нельзя». Но таких «нельзя» должно быть лишь несколько, самых необходимых. Если ребенку все постоянно запрещать – в итоге он начнет протестовать и все наоборот специально. Запрещайте то, что действительно опасно для него, его здоровья и жизни.

Не разрешайте ребенку все подряд. Многим известна модель воспитания , при которой ребенку до определенного возраста разрешается все. Но ребенок должен знать, что можно, а . Так как он является членом общества – ребенок с детства должен считаться с мнением и чувствами других . Иначе ребенок может вырасти эгоистом.

Поддерживайте гармонию в семейных отношениях. Очень часто капризы являются отражением внутрисемейной обстановки. Малыш растет в обстановке постоянной ругани и ссор, естественно, его психика от этого страдает. По крайней мере, старайтесь не ссориться и не выяснять отношения в присутствии ребенка .

Пытайтесь услышать своего ребенка . Постарайтесь понять, что хочет донести до вас ребенок, капризничая. Возможно, за стоит что-то более серьезное. Например, серьезная болезнь нервной системы. Наблюдайте за состоянием чада даже после того, как капризы закончились. Не исключено, что следует посетить врача.

Учите ребенка выражать свои чувства словесно, не прибегая к капризам и крикам. Для этого хорошо послужит собственный пример. Чаще старайтесь в присутствии ребенка говорить о том, что вы чувствуете. Можно организовать театр с любимых игрушек малыша, которые будут рассказывать друг другу о своих чувствах и о том, как нужно вести себя в обществе. Как правило, дети часто прислушиваются к советам своих игрушечных друзей.

Обсудите с родными и близкими единую воспитательную методику. То есть, если один из членов семьи что-либо запрещает ребенку, то остальные также должны это запрещать. Очень часто дети капризничают, если, например, мама запрещает что-то ребенку, а папа то же самое – разрешает.

Если ребенок раскапризничался в общественном месте, а успокоить его так и не удалось, спокойно возьмите малыша на руки и отойдите куда-нибудь в менее людное место. Спокойно поговорите с ребенком. Позвольте ему высказаться и успокоиться. Объясните, что вы понимаете его чувства, но сейчас не можете дать ему то, чего он хочет (например, если устроена по поводу новой игрушки из магазина).

Видео по теме

Обратите внимание

Очень важно не путать капризы малыша с его желанием исследовать мир или делать что-либо самостоятельно. Бывает, что ребенок хочет есть ложкой сам, но родители забирают ложку, потому что малыш не умеет пока аккуратно есть самостоятельно. Начинается истерика. Но с другой стороны, как же ребенок тогда научится есть сам? Таких примеров много. Позволяйте ребенку исследовать мир вокруг него, направляйте его, а не запрещайте. Если необходимо, вы можете лишь подстраховать его.

Полезный совет

Когда ребенок капризничает, всегда разговаривайте с ним спокойно и негромко. Никогда не кричите на малыша и тем более не бейте его во время капризов. Это еще не помогло ни одному родителю справиться с капризами.

Связанная статья

Источники:

  • Статьи по детской психологии

Детские капризы... Как это знакомо всем родителям. Только что веселый, милый ребенок вдруг начал плакать, кричать, его невозможно успокоить, он практически неуправляем. Почему это происходит? Почему ребенок капризничает?

Пока малыш не начал ходить, его мир был ограничен кроваткой и манежем. Все было безопасно и доступно внутри этого маленького пространства. Но вот ребенок на ножки и границы его мира значительно расширились. В поле зрения малыша попали те предметы, которые могут причинить ему вред. Электрическая розетка, стеклянная ваза, за которыми прячутся разные интересные вещи. Да мало ли в доме вещей, которые очень интересны , но в то же время таят в себе опасность. И вот ребенок слышит «нельзя». А ему очень хочется взять, потрогать, стукнуть, залезть. И он начинает кричать, плакать, требовать, чтобы ему дали желаемое.Конечно, лучше всего предотвратить подобную ситуацию. Постараться убрать подальше все бьющиеся предметы, поставить заглушки на розетки, дверцы шкафов держать закрытыми. Но, конечно, всего не предусмотришь, да и невозможно спрятать все вещи в доме. В этом случае надо ласково, но твердо сказать , что этого нельзя, и постараться переключить его внимание на что-то другое. Ни в коем случае не идите на поводу у собственного чада. Если малыш поймет, что может получить все, что захочет, немного покричав и поревев, вам в дальнейшем будет сложно что-либо ему запретить.Одна из причин капризов – недомогание ребенка. У него может что-то , а кроха не в состоянии объяснить, что с ним. Вот он и плачет, отказывается играть, бросает игрушки. Если ваш ребенок раскапризничался без видимых причин, необходимо измерить температуру, внимательно осмотреть ребенка и, возможно, вызвать врача.Капризы могут возникнуть из-за переутомления или излишнего возбуждения. Нередко малыш капризничает вечером, когда устал и ему пора спать. Особенно часто это происходит в том случае, если день был богат событиями или вечером ребенок играл в активные игры с другими . Постарайтесь успокоить ребенка, дайте ему попить теплой водички и уложите пораньше спать. Посидите рядом, погладьте, спойте песенку. Маленький капризуля успокоится, уснет, ему приснится сладкий сон. А утром вы уже не вспомните о капризах.

Видео по теме

Чаще всего родители сталкиваются с детскими капризами, когда ребенок переживает очередной возрастной кризис. Один из таких периодов – «кризис трех лет». В это время малыш становится неуправляемым. Он не слушается, раздражается, капризничает и часто плачет.

Инструкция

Ваш малыш во время прогулки или посещения магазина требует купить ему игрушку, шарик, и т.п. При этом, получив отказ, он ноет, топает ногами или падает на землю? Не спешите отвечать на поведение ребенка . Попробуйте встать на его место, прислушаться к крохе. Возможно, он устал от дневных впечатлений, или просто пытается привлечь таким способом ваше внимание. Постарайтесь переждать , позволив малышу выразить свое разочарование и злость. Потом можете сказать: «Я вижу, что ты действительно расстроен. Машина и правда хорошая. Давай подойдем и посмотрим на нее поближе?» Часто ребенка такое решение вполне устраивает. Вероятнее всего, ему нужна была не очередная машинка, а мамино внимание и ласка. Кроха успокоится, и вы сумеете спокойно объяснить ему, почему именно не можете купить эту игрушку. Предложите малышу другие возможные варианты: приобрести ее в другой раз, прокатиться на карусели и т.п.

Чтобы малыша капризничать, старайтесь уступать ему в мелочах. Но твердо стойте на своей позиции в вопросах, касающихся безопасности и здоровья ребенка и других людей. Ведите себя с ним как с равным. Говорите крохе спасибо, спрашивайте разрешения, всегда объясняйте, куда и для чего идете с ним. Позволяйте малышу все самостоятельно, оказывая помощь только в том случае, когда он не справляется. Никогда не критикуйте его за неловкость и ошибки. Если ребенок , отказываясь, например, собирать игрушки, предложите сделать это вместе. Чаще всего малыши с радостью откликаются на такой призыв.

Иногда дети капризничают от скуки. Маленький ребенок не всегда умеет себя занять, а потому начинает ныть и цепляться за «мамину юбку». Посвящайте малышу больше времени, подбадривайте за проявления инициативы. Капризы у часто бывают спровоцированы голодом и усталостью, как физической, так и эмоциональной. Чтобы избежать этого, всегда планируйте все дела, игры и прогулки с малышом так, чтобы успеть вовремя накормить его и уложить спать.

С капризами своего ребенка в той или иной мере сталкивается каждый родитель. Малыш сердится, дуется, не слышит ваших обращений, реагирует отказом или плачем на все уговоры. Постарайтесь сохранить спокойствие и разобраться, почему это происходит.

Инструкция

В первую , попытайтесь проанализировать, с чем связаны капризы . Ведь таким своим поведением кроха показывает, что ему плохо: страшно, обидно, больно, одиноко и т.д. Причин может быть несколько, и решение будет зависеть от них. Дети в возрасте 2-3 лет часто капризничают для того, чтобы проверить реакцию родителей. Таким путем они пробуют различные способы воздействия на папу и маму. Реагируйте на поведение ребенка спокойно, но не идите у него на поводу. Аргументируйте свои требования к малышу, главное - будьте последовательны. Если кроха поймет, что капризами ничего не добьется, то через некоторое время ему станет неинтересно вас испытывать.

Одной из причин капризов бывает слишком большое количество ограничений и запретов. Малыш пытается познавать окружающий мир, а слышит постоянные «нельзя». Ему запрещают быстро , прыгать, кричать, бросать в лужу, трогать соседского пса и т.п. Как же тут не бунтовать и не капризничать! Задумайтесь, все ли, в чем вы отказываете , на самом деле опасно и ? Попробуйте сократить список ограничений и почаще предлагать крохе альтернативу. Например, вместо камней, пошвыряйтесь скомканными из газеты шариками, забрасывая их в пустую коробку. Объясните, что с чужим псом можно будет поиграть, только спросив разрешение у его хозяина. Малыш не обедать - не настаивайте. Ничего страшного не случится, если он поест чуть позже, когда наиграется.

Общение с родителями необходимо маленькому ребенку. Капризничая, он старается таким способом привлечь ваше внимание. Старайтесь побольше общаться с малышом: вместе играйте, читайте, ходите гулять, привлекайте кроху к домашним делам, которые ему по силам. Если он , когда у него что-то плохо получается, поддержите ребенка, предложите свою помощь. Даже если вы очень заняты, в течение дня выберите время, которое посвятите только ему. Помните, что общение малыша с родителями в раннем возрасте – это ключик к доверительным, дружеским отношениям между ними в будущем.

Видео по теме

Трудный этап детских капризов, как правило, начинается у ребенка в 2-3 года. Чтобы правильно реагировать на поведение малыша, родителям прежде всего нужно понять, что так проходит тяжелый, но необходимый для крохи, период взросления.

Инструкция

Непослушание и упрямство ребенка – далеко не всегда капризы. Постарайтесь поискать другие такого поведения малыша. Самыми частыми являются недостаток родительского внимания, скука. В такой ситуации капризы – способ обратить на себя внимание мамы и папы, общение с которыми необходимо ребенку как воздух. Помните, что в родителях сосредоточен весь маленький мир малыша, и они – его главные люди. Не отмахивайтесь от ребенка, даже если вы устали, не в настроении, заняты. Делайте все сообща, вместе, ведь можно найти домашнее занятие, которое может быть по силам и крохе. Не оставляйте малыша наедине с его проблемами: когда у него что-то не получается, он грустит. Будьте готовы прийти на помощь, подбодрить его, похвалить.

Частой причиной капризов является множество запретов и ограничений. Приучите себя употреблять слово «нельзя» как можно реже в общении с ребенком. Пусть оно касается только действительно опасных вещей, угрожающих жизни и здоровью крохи или других людей. В остальных случаях говорите: «не надо», «не так делать» и т.п. Прежде чем категорически запрещать что-то, попробуйте другие способы: объяснить, переключить внимание, обнять, заинтересовать чем-то другим. Главное – будьте последовательны в правилах, устанавливаемых для ребенка. Тогда у него пропадет желание испытывать вас капризами. Реализовать нерастраченную энергию и быстро восстановить настроение малышу помогут подвижные игры и активные прогулки на свежем воздухе.

И наконец, не забывайте о том, что малыш имеет право иногда покапризничать. Например, если у него что-то болит, он устал, ему мешает одежда или неудобно в новой обуви, а, возможно, кто-то его обидел. Будьте всегда спокойны и внимательны к своему крохе, и вы сможете пережить тяжелый период капризов, избежав фатальных ошибок в воспитании ребенка.

Видео по теме

Чрезмерное стремление родителей потакать всем детским прихотям, порождает маленького командира, который приучен добиваться желаемого, путем требований и истерик. Как этого избежать?

Огромная ошибка воспитания – потакание капризам. Их гораздо проще перетерпеть, чем все последующие. Если малыш непослушен и при требовании чего-либо ведёт себя почти неадекватно, то это означает, что родители однажды невольно поощрили такое поведение.

Как перевоспитать капризного ребенка

Лучший способ устранить нежелательное поведение – показать ребенку, что всего его капризы являются детским дурачеством и неуместным баловством. Идеальное решение – не обращать внимания. При возникновении конфликтной ситуации нужно:

  1. Сохранять спокойствие
  2. Не вступать в спор с малышом
  3. Ничего не доказывать
  4. Внешне быть равнодушным к выходкам
  5. Не кричать, не бить малыша

Во время истерик и капризов доказать что-то ребёнку невозможно. Лучше просто молчать и ограничиваться редкими «нет». И когда он успокоится, пора начинать домашние переговоры. Ни крика, ни грубости со стороны родителя быть не должно. Достаточно рассказать ребенку о испытанных чувствах: как он огорчил, как хочется, чтобы он вел себя взрослее и не повторял подобных выходок.

Какую выгоду дает такой простой подход?

Когда капризы происходят впервые, наверняка всё закончится довольно быстро. Дети усваивают подобные уроки и уже не пытаются манипулировать взрослыми.Однако, попытки могут иногда повторяться, особенно, перенимая опыт сверстников, выбивающих из родителей что угодно путём закатывания истерик. Но вскоре ребёнок перестанет вести себя подобным образом. Он будет знать – в его семье такой номер не пройдет.

Видео по теме

С детьми порой бывает очень сложно. Они много ноют, балуются, плачут и, кажется, откровенно издеваются над нами. Вдвойне сложней, если ты в это время находишься в общественном месте, где помимо истерящего ребенка на тебя обрушиваются многочисленные взгляды и комментарии окружающих.

Любой каприз ребенка – это неудовлетворенная потребность. Такие же неудовлетворенные и такие же потребности, которые присущи и нам взрослым. И разница между взрослыми и детьми заключается лишь в том, что маленькие дети еще не знают, что делать с этой фрустрированной (неудовлетворенной) потребностью.

· Они еще не умеют осознавать ее

· Они не умеют рассказать о ней

· Они не могут попросить о помощи

· Они не умеют и даже не знают еще, что свои эмоции и желания можно сдерживать и скрывать

Для этого у них и есть родители, которые должны помочь им с этим. Выяснить, что происходит, и максимально уменьшить дискомфорт. Именно это и есть главная роль родителя и вообще взрослого человека. А совсем не в том, чтобы наказать и «воспитать».

Давайте разберемся на примерах.

Всегда такой спокойный и послушный двухлетний Ванечка сегодня просто исчадие ада какое-то. Он кричит, ноет, пинается. А причина в перфораторе соседа. Ванечка спал сегодня днем, но неспокойно и тревожно, он не смог полноценно отдохнуть. Мама не учла это, а люди в зоне видимости и не обязаны это знать. Но обязаны при этом понимать, что мальчик ведет себя так некрасиво не потому, что он плохой мальчик, а потому что ему по какой-то причине сейчас некомфортно.

Пятилетняя Маша часто обижает свою младшую сестру, а сама постоянно плачет, ноет, капризничает. Сил никаких не хватает. Уж чего только не делали родители: и ругали, и разговаривали, и наказывали – ничего не помогает. А Маша просто не чувствует любовь родителей после рождения сестры. Все их внимание отдано младшей, с ней сюсюкаются, с ней нежничают. А Маша ведь уже взрослая, уже сама со многим должна справляться.

Олега в его семь лет родители просто заваливают подарками, благо доходы семьи позволяют. Но каждый раз в магазине у Олега истерика: он ноет, потом кричит, ругается, выпрашивает все новые и новые игрушки. Почему? Если копнуть поглубже, то мы узнаем, что родители покупают Олегу только то, что они считают нужным. Они никогда не спрашивают, а что хочет сам Олег? Ведь он всегда хочет совсем не то, что «правильно» и красиво.

Даже пресловутая избалованность (такое бывает реже, чем думают взрослые, но все же встречается) – это потребность ребенка в границах. Да, не удивляйтесь, у ребенка есть потребность в границах. Именно с ее помощью он учится адекватно воспринимать этот мир и находить свое место в нем.

Таким образом, мы видим, что за любым капризом ребенка стоит какая-то неудовлетворенная потребность. Надо лишь быть внимательными к своим детям, разглядеть ее, выяснить и по возможности устранить. И тогда всем будет хорошо: и детям, и родителям.

почему ребенок капризничает

Оказывается, в возрасте от года до трех-пяти лет ребенок проходит перестройку, в процессе которой он приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Именно в это время малыш и начинает капризничать , узнав, что на свете, кроме слова «да», существует и слово «нет».
Некоторые педиатры называют этот возраст «первым возрастом упрямства» (второй относится к 12-14 годам). Вот так неожиданно ваши вроде бы до этого покладистые сынишка или дочурка становятся капризными и строптивыми, упорно отказываются выполнять какие-то требования, при этом они могут вести себя очень некрасиво: топать ногами, плакать, кричать, швырять все, что попадется под руку, бросаясь на пол, стараясь таким способом достичь желаемого.
Причины таких истерических припадков обычно очень просты, но взрослому не всегда удается сразу их распознать.
Итак, почему ребенок капризничает ? Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Вариант первый. почему ребенок капризничает Ребенок капризничает , плачет, если его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме, так, как это чувствуют и понимают взрослые .
Вариант второй. почему ребенок капризничает Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами либо из чисто эгоистических соображений, так как с родителями ему лучше чем одному, либо же ему действительно не хватает внимания. Если последнее верно, стоит серьезно над этим задуматься.
Вариант третий.почему ребенок капризничает Капризничая , ребенок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
Вариант четвертый. почему ребенок капризничает Ребенок выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным. Это вполне естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания, ведь он хочет быть самостоятельным, а вы постоянно им руководите: «Ты наденешь эту рубашку!», «Этого делать нельзя!», «Перестань смотреть по сторонам!» и т. д.
Вариант пятый. почему ребенок капризничает Никакой причины, которая могла бы вызвать истерику, нет. Просто это выражение внутреннего конфликта ребенка с самим собой. А может быть, он просто сегодня не выспался? Или он очень устал за день и поэтому раскапризничался ? Ваши семейные ссоры, скандалы тоже могут повлиять на его настроение. Подумайте, проанализируйте все. Как говорил Януш Корчак «ребенок недисциплинирован и зол потому, что страдает». В причинах его страданий и кроется ответ на вопрос, почему он капризничает .
А теперь рассмотрим каждый вариант более подробно и постараемся разобраться в причинах того или иного поведения ребенка и в том, как ему помочь справиться с собой.

2. Малыш заболел- ребенок капризничает
Капризы ребенка могут быть свидетельством того, что он заболел, но не может об этом сказать, потому что сам не понимает, что с ним происходит.
Один из признаков болезни - изменение поведения. При этом обычно снижается аппетит, малыш легко возбуждается, плачет без причины, то приляжет на диван, то сидит с безразличным видом.
Способов выяснить, не заболел ли малыш , очень много. Это и осмотр, и беседа с ребенком, и наблюдение за ним. В любом случае, если вы пришли к выводу, что он болен, его надо как можно быстрее показать педиатру. Не советую заниматься самолечением, это очень опасно, особенно если малыш не может еще понять и правильно объяснить, что у него болит.
Будьте готовы к тому, что больные дети очень капризны . Всем известно, что болеть плохо. Больной ребенок капризничает не может бегать, играть, он лежит в постели и страдает. И часто оказывается, что для больных детей родные стараются сделать все возможное, чтобы им было хорошо. Они тут же оказываются в центре внимания, им достают и покупают любые игрушки, сладости, фрукты, потакают их прихотям. Нужно ли это? Ведь малыш, поняв, что, когда он болен, все в этом доме делают для него, может в дальнейшем прибегать к симуляции болезни.
Я не призываю лишать ребенка родительской заботы и внимания. Но следует подумать, не чрезмерны ли ваши старания. Главное - не переусердствовать.

3. Призыв к общению - ребенок без общения - ребенок капризничает
Ребенку с самого начала жизни необходима родительская любовь. Однако, если он окружен излишней заботой и вниманием, он бессознательно начинает злоупотреблять ими. Так, уже в конце первого года жизни его крик, плач могут означать не только то, что он хочет есть или пить. Плач становится для него способом позвать к себе родителей, а не каприз, обратить на себя их внимание. Конечно, общение ему необходимо. Но вместе с тем нельзя бежать к нему на каждый крик и выполнять все его желания. Иначе потом цель у него будет только одна - привлечь к себе внимание взрослых.

Усиленное требование внимания к себе может проявляться по-разному. Например, ребенок капризничает и требует подойти к нему, или зажечь свет, или застегнуть пуговицу. Обычно родители стремятся повлиять на него такими словами: «Перестань, наконец, хныкать!», «Если будешь продолжать, я запру тебя в комнате» и т. д. Как правило, ругань и угрозы не дают эффекта. Через некоторое время ребенок начинает делать то же самое, а нередко и еще больше капризничает .
Если хотите избежать капризов , нервные расстройства, старайтесь проводить с малышом больше времени вместе. Ребенок чувствует себя увереннее в присутствии родителей, это создает у него чувство безопасности. Вы, наверное, видели такую картину: придя в гости к незнакомым людям, малыш все время держится за мать, прячется за нее. Но постепенно он начинает осматриваться и время от времени совершает «ходки» от нее к понравившимся ему гостям, постоянно возвращаясь к маме.
Многие родители на приеме и в письмах жалуются, что им не хватает времени для общения с детьми. Но главное - не сколько вы потратите времени, а как вы его проведете. Надо использовать все возможности, какие у вас есть: вечера, выходные и т. д. При этом можно и не бросать домашние дела, а общаться с ребенком в процессе их выполнения. Просто обратите внимание на малыша, поговорите с ним, и он будет этому очень рад.
Очень важно при общении с ребенком быть искренним и естественным. Ребенок сразу почувствует фальшь. Поэтому для общения с ним необходимо настроиться, снять раздражение, забыть про свои заботы. И тогда время, проведенное с малышом, принесет радость вам обоим.
Организуйте больше семейных праздников. Очень хорошо в такие дни, кроме традиционного застолья, придумать какие-нибудь сюрпризы, развлечения для всей семьи. Можно сходить в театр или совершить загородную прогулку. Способов семейного времяпрепровождения масса. Было бы желание!
Реакция на родительский запрет
Иногда причиной слез ребенка (каприз) может быть неожиданный отказ от того, что очень ему нравится. Причины отказа с вашей стороны могут быть различными. Но как объяснить это маленькому ребенку? Или же вы заметили, что ваши уступки и постоянное попустительство привели к тому, что ребенок стал просто неуправляемым и перестал вас понимать.
Малышу трудно понять, что значит «можно », а что «нельзя », и вы должны помочь ему в этом. Не забывайте об особенностях психики и физиологии малыша в разные периоды его развития.
В годовалом возрасте ребенок очень сильно реагирует на яркие и броские предметы. Вполне естественно, что криком и слезами он будет требовать дать ему интересующий его предмет. К примеру, малыш увидел хрустальный стакан, который так красиво переливается, но вы опасаетесь, что одним неосторожным движением ребенок разобьет его вдребезги да еще порежет при этом руки. В этом случае вы должны переключить внимание малыша на более безопасную игрушку.
Очень часто родители так сильно любят свое чадо, что покупают слишком много игрушек. Но проходит какое-то время и все они надоедают. И тогда ребенок капризничает и стремится к чему-нибудь новенькому и часто - запретному. Чтобы этого не случилось, не давайте ему все игрушки сразу, а просто меняйте их время от времени.
Не забывайте о том, что в возрасте одного года у ребенка возникает потребность каждую вещь взять в рот и это не каприз. Это связано с тем, что у него режутся зубки. Проследите за тем, чтобы среди игрушек не было таких, которые сделаны из непрочного и хрупкого материала. Если вы покупаете яркую резиновую игрушку, обязательно поинтересуйтесь у продавца, из какого материала она изготовлена. В последнее время участились случаи отравления маленькими детьми краской, которой покрывают игрушки, чтобы привлечь внимание покупателей.

Ближе к трем годам ребенок стремится поближе познакомиться с окружающим миром. Если в раннем возрасте большую роль играли зрительные и вкусовые впечатления, теперь он стремится стать полноправным членом семьи. Ему хочется участвовать во всех домашних делах и осознавать свою значимость.
В этом возрасте родители часто падают из одной крайности в другую. Мне знакома одна семья, которая четко разделила мир на «взрослый» и «детский». Родители отвели своему ребенку отдельную комнату и ограничили ему доступ в другие места, например, в кухню. Это было обусловлено не воспитательными целями, просто родители так сильно любили малыша, что панически боялись за него.
Но любопытный ребенок не смирился со сложившейся ситуацией и стремился в запрещенные места всякий раз, когда мама или папа отвлекались от его персоны. Он боялся быть замеченным, поэтому старался все делать быстро. Каждый раз при этом что-то падало, билось и ломалось. Родители пытались отвлечь его внимание от опасных предметов при помощи сладостей. Каждый раз, когда ребенка начинал интересовать предмет, доступ к которому, по мнению родителей, детям строго воспрещен, они давали ему конфету или что-то вкусное.
Сынишка очень скоро усвоил это и создавал подобные ситуации постоянно и намеренно. Только каждый раз его требования возрастали и плакал он сильнее, а кричал громче. Родители, обеспокоенные состоянием его психики, обратились ко мне за помощью.
С огромным трудом мне удалось убедить их в изначальной неправоте. Ведь ребенок в этом возрасте стремится копировать мир взрослых, пусть он станет помощником во всех домашних делах преподнесите это в форме игры. Вы стираете? Дайте ему маленький тазик и разрешите постирать свои носочки. Вы готовите на кухне? Пусть ребенок займется тем же и накормит свои игрушки. В совместном выполнении домашних дел есть несколько плюсов. Во-первых, ребенок все время находится рядом и вы избегаете неприятных сюрпризов. Во-вторых, вы имеете прекрасную возможность объяснить малышу назначение некоторых предметов и показать, в каких из них таится для него опасность.
Вы думаете, что ребенок очень маленький и ничего не понимает. Это самое распространенное заблуждение. Он понимает гораздо больше, чем вы думаете. Капризы , а порой даже истерики, - это своеобразный способ проверить вашу реакцию. В таких случаях вы должны быть тверды и последовательны. Дайте ребенку побыть наедине с самим собой и вскоре он поймет, что ошибался и изменит свое поведение.
С определенными трудностями вам придется столкнуться, когда наступит пора ребеноку идти в детский садик. Если вы посвящали много времени беседам с ребенком , и он уже усвоил, что можно, а что нельзя, это хорошо. Вам будет достаточно еще раз поговорить с ним и объяснить, что одновременно все купить невозможно. У одного мальчика есть машинка, у другого паровозик, у третьего пистолет… Понятно, хочется все сразу и сейчас. Объясните, что так не бывает, поэтому надо делиться.
Если же и это не помогло, сыграйте в игру под названием «Магазин». Дайте ему игрушечные деньги и попросите сделать необходимые покупки. Очень скоро деньги закончатся, и малыш поймет, что всему рано или поздно приходит конец и не всегда желаемое бывает доступным.
Вы найдете путь к сердцу своего ребенка , если будете разговаривать с ним как равный с равным. Если малыш поймет, что вы хотите разобраться в том или ином вопросе вместе с ним, многих капризов и неприятностей можно будет избежать. А ребенок при этом будет расти спокойным и неизбалованным.

Самоутверждение
Неумеренно восторженное отношение к детям, при котором они ощущают чрезмерную родительскую любовь , формирует у них эгоизм и себялюбие. У ребенка возникает гипертрофированная самооценка, то есть он нетребователен к себе, но зато нетерпим и сверхтребователен к другим. При этом некоторые дети так устают от родительской любви, что у них появляется эмоциональное перенапряжение, которое выражается в слезах, ребенок капризничает , упрямстве, в противодействии всему, что исходит от взрослых.
Ребенок воспринимает заботу родителей по-разному: иногда как проявление любви, иногда как помеху и подавление своего «я». Исследования психологов показывают, что ребенку уже с раннего возраста для гармоничного развития необходим определенный баланс опеки и свободы. Он должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. Например, малыш начинает плохо вести себя за столом. Он отказывается от некоторых блюд, просит другой еды, требует соску, хотя уже давно ею не пользовался. Если в таком случае открыто оказывать на него давление, ребенок капризничает и будет продолжать свои капризы и еще больше заупрямится. Нужно согласиться с тем, что он стал самостоятельным и может сам выбирать себе блюда и есть столько, сколько хочет. Поверьте, он не умрет с голода, ему не даст погибнуть жизненный инстинкт. Отнеситесь к происходящему с терпением и юмором
Многие родители считают, что придерживаются демократичного стиля воспитания, но на деле это оказывается не так. Некоторым детям буквально шагу ступить не дают «заботливые» мамаши: «Туда не ходи! Это в руки не бери! Здесь не играй!» Это лишь часть реплик, которые можно слышать на детской площадке с утра до вечера. Да, родители должны оберегать малышей от неприятностей, помогать им жить в сложном мире, но всегда ли это так необходимо? Все-таки ребенок - не кукла, не кусок глины, и во многом он творит себя сам, нравится нам это или нет. Ему необходимо все узнать и все попробовать самому, а без набивания шишек это не получится. Лучше, если вы объясните ребенку, как надо поступать в той или иной ситуации, чем чрезмерно опекать и запрещать все подряд. В противном случае, он никогда не обретет самостоятельность и уверенность в себе, всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным (и примеров этому предостаточно).
Возьмите себя в руки, наберитесь терпения и действуйте так, как одна замечательная мама, которая говорила сыну, когда он приходил с улицы: «Плохо гулял, раз пришел чистый!»
Чтобы дать ребенку права на самостоятельность, необходимо отличать его желание от собственных интересов.
Подчас во многих семьях чрезмерная строгость, муштра диктуются интересами не ребенка, а родителей, которым послушное дитя доставляет меньше хлопот. Ведь всегда удобнее, если ребенок тих, спокоен, сидит в уголке и никому не мешает, не отвлекает взрослых вопросами и просьбами поиграть. Но каким вырастет такой малыш ? Будет ли он гармонично развитым, творческим человеком или останется на всю жизнь «забитым» и ограниченным?

Невидимые причины капризов
В возрасте до пяти лет вследствие недостаточного жизненного опыта и невозможности критического осмысления происходящего любая ситуация может стать для малыша сверхсильным раздражителем. Это и неправильное поведение родителей (ссоры и конфликты между ними, драки, агрессивность по отношению к ребенку, другим членам семьи или к домашним животным), и какие-то уличные впечатления.
Известно, что люди рождаются с разными типами нервной системы. Те, у кого сильный тип нервной системы, спокойны, не огорчаются из-за пустяков, устойчивы к разного рода неприятностям. Люди со слабой нервной системой более чувствительны, ранимы, они острее переживают житейские трудности.
Дети со слабой нервной системой чрезмерно возбудимы, у них повышена ответная реакция на различные внешние и внутренние раздражители. Например, некоторые дети очень сильно реагируют даже на незначительную боль: она вызывает у них истерику. Комочек в каше может вызвать рвоту, просмотренный на ночь страшный фильм - лишить сна. Такого ребенка трудно остановить, если он капризничает. Постарайтесь успокоить его, отвлечь, а если заметили, что стрессовое состояние долго не проходит, обратитесь к невропатологу или психологу.

  • Дневной сон
  • Истерики
  • Детские капризы обществом воспринимаются вполне терпимо - он же маленький, вырастет - поймет! В этом есть доля мудрости, поскольку нервная система малышей действительно претерпевает существенные изменения в первые годы жизни, капризами малыш может «сигнализировать» окружающим свою усталость, напряжение, недовольство, несогласие с чем-то, свое плохое физическое состояние, если он заболел.

    Однако чрезмерно капризный ребенок может подорвать нервную систему не только родителям и окружающим, но и самому себе.

    Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, что делать, если ребенок капризничает, и можно ли скорректировать его поведение.


    Откуда берутся капризы?

    Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

    • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
    • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
    • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.


    Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

    Разумные действия родителей в этом случае должны заключаться в игнорировании - малыш, которому отказали в возможности залезть руками в горячую духовку или окунуть в унитаз кота, может сколько угодно кричать и возмущаться, мама и папа должны быть непреклонны.

    Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.


    Возрастные капризы и истерики

    В своем развитии ребенок проходит несколько этапов психологического взросления. Переход от одного этапа к следующему сопровождается так называемым возрастным кризисом. Это сложное время и для самого малыша, и для его родителей, поскольку не у всех, но у большинства детей кризисы возраста сопровождаются повышенной капризностью и даже истеричностью.

    2-3 года

    В этом возрасте малыш начинает осознавать себя как отдельную личность. Начинается период отрицания, кроха стремится делать все наоборот, упрямится и капризничает порой по любому поводу. Он как бы пробует окружающих на прочность, испытывает границы дозволенного. Именно поэтому капризный ребенок в 2 или 3 года - совсем не редкость. Многих детских капризов в этом возрасте можно было бы избежать, если бы дети умели в свои 2-3 года хорошо выражать эмоции словами. Но ограниченность словарного запаса такого ребенка, а также неумение и непонимание принципов описания своих чувств в словах, приводят именно к такой неадекватной реакции.

    6-7 лет

    В этом возрасте дети обычно идут в школу. Смена коллектива, новый распорядок дня, отличный от садиковского, а, главное, новые требования со стороны родителей, часто настолько угнетают чадо, что он начинает капризничать и истерить в знак протеста. Наиболее выраженными бывают истерики у тех ребят, которые начали практиковать капризы еще в 2-3 года, и родителям не удалось своевременно нормализовать поведение ребенка.



    Капризы у грудных детей

    У грудных детей капризы, как правило, имеют веские основания. Малыш не берет грудь, нервничает и плачет в первые месяцы своей самостоятельной жизни не от вредности, а от неудовлетворенных потребностей или физического дискомфорта.

    Для начала Комаровский советует убедиться в том, что ребенку созданы правильные условия для здорового роста - в его комнате не жарко, не душно.

    Часто кроха может капризничать от недосыпа или наоборот - от избыточного сна, от переедания, если родители пичкают малыша через силу не тогда, когда он просит кушать, а тогда, когда, по их мнению, пришло время обедать. От переедания увеличивается частота и интенсивность кишечных колик, которые доставляют немало неприятных физических ощущений. В результате малыш капризничает.

    Довольно часто капризы сопровождают период прорезывания зубов , но такие приступа плача и нытья имеют временный характер, как только состояние ребенка нормализуется, все изменится, в том числе и поведение.


    Когда обращаться к врачу

    Чаще всего родители ведут своего капризного, непослушного и истерящего ребенка на прием к педиатру с этой проблемой года в 4. До этого возраста они оправдывают детские «концерты» возрастными кризисами раннего возраста, индивидуальными особенностями поведения, темпераментом чада и другими причинами. Однако, по словам Комаровского, в 4-5 лет уже довольно сложно решать запущенную педагогическую проблему, которая, несомненно, имеет место быть.

    Насторожить родителей должны некоторые особенности поведения ребенка во время активной фазы истерики.

    Если малыш делает «истерический мост», при котором выгибает спину дугой и чрезвычайно напрягает все мышцы, если у него происходят задержки дыхания с потерей сознания, для собственного успокоения маме лучше показать чадо детскому неврологу и посетить детского психолога.

    В целом, физические проявления истерики у ребенка могут быть различными, вплоть до судорог, помутнения сознания, кратковременного нарушения речевых функций. В некоторых случаях такие реакции могут свидетельствовать не только о восприимчивости ребенка, его темпераменте, но и об определенных заболеваниях неврологического и психиатрического характера. Если есть сомнения - идите к врачу-специалисту. Если кроме задержки дыхания при оре ничего больше не происходит, бороться с этим Комаровский советует просто - следует дунуть в лицо истерящему, он рефлекторно прекратит орать и сделает глубокий вдох, дыхание нормализуется.



    Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

    Соблюдайте распорядок дня, следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал, не переутомлялся, не проводил слишком много времени за компьютером или перед телевизором. Если ребенок имеет склонность к повышенной капризности, для него лучший досуг - активные игры на свежем воздухе.

    Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем - четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.


    Если они стойко смогут выдержать первый этап, когда потребуется игнорировать истерику, не показывая, что она хоть как-то трогает взрослых, то вскоре в доме наступит тишина и гармония, ребенок довольно быстро на уровне рефлекса запомнит, что истерика - не выход и способ, а значит, в ней нет ни малейшего смысла.

    Отработайте систему запретов и следите за тем, чтобы то, что нельзя, было нельзя всегда. Любые исключения из правил - лишний повод для последующей истерики.

    Если ребенок склонен к бурным истерикам, с битьем головой об пол и стены, надо обезопасить его от возможных травм. Если речь идет о ребенке 1-2 лет, Комаровский советует ограничить истерику пределами манежа. Если начался приступ, следует посадить ребенка в манеж и выйти на некоторое время из комнаты. Отсутствие зрителей сделает истерику непродолжительной, а причинить себе вред в манеже ребенок физически не сможет.

    error: