Какие игрушки купить ребенку в 1. Интересное в сети. Как дети выбирают игрушки

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами психолог Ирина Иванова. Думаю, что среди вас много родителей, имеющих маленьких детей. Уверена, что вы знаете о важности игры для развития ребенка-дошкольника. Никакая другая деятельность не введет его мягко и бережно в сложный мир окружающей действительности, не разовьет все возможные способности и умения.

Заботиться о правильном подборе игрушек для малыша нужно с раннего детства. Вы знаете, какие игрушки нужны ребенку в год? Вот и я недавно не имела ни малейшего представления об этом, пока мне не пришлось выбирать подарок для моей маленькой племянницы.

О самом главном

Важнейший принцип подбора игрушек для годовалого малыша, как, впрочем, и для ребенка любого возраста, — это . Какую игрушку можно предложить крохе, а от какой следует отказаться, несмотря на ее пользу для развития детей?

Признаки безопасной игрушки :

  • Она изготовлена из натуральных материалов: дерево, натуральная ткань, в крайнем случае, из высококачественного пластика.
  • Игрушка приятно пахнет или вовсе не имеет запаха, отсутствует запах красителей.
  • Об выступающие части и детали невозможно порезаться, поцарапаться, удариться, нет острых углов.
  • Не стоит покупать для маленьких детей игрушки с мелкими деталями, которыми они могут подавиться, засунуть туда, куда засовывать опасно для жизни и здоровья. Осторожности у крохи нет еще ни капли, за него должны быть предусмотрительными родители.

Чтобы составить реальную картину мира, ребенок должен видеть вокруг себя игрушки, изображающие животных, вещи и предметы в натуральном виде. Зеленых человечков и розовых собак не стоит приобретать для маленького человечка, весь мир которого пока ограничен стенами его квартиры и двором около дома. Лучше, если игрушки будут похожи на свой оригинал как можно реалистичнее.

Развитие или развлечение?

Трудно заранее сказать, какие игрушки будут интересны малышу. Нередко красочный многофункциональный модуль не вызывает у годовалого ребенка никакого интереса, а обычные или мячик становятся предметом выбора на многие дни и недели. Часто так бывает, когда родители думают, что их задача – предоставить крохе игрушки, а он уж сам разберется, что с ними делать.

Это грубая ошибка – возможности игрушки надо раскрыть, показать, как с ней играют или манипулируют. На этом этапе без мамы с папой дети не могут полноценно играть, а со сверстниками налаживать контакт они научатся годам к 2-3.

Основные задачи развития и воспитания в 1 год, решаемые с помощью игрушек:

  • Накопление пассивного словаря (названий окружающих предметов и явлений);
  • Развитие крупной и мелкой моторики, координации пальцев рук;
  • Обогащение сенсорных представлений (понятий о цвете, звуке, форме, объеме, массе предметов).
  • Эмоциональное развитие малыша.

Не нужно пугаться сложностей, часто одна и та же игрушка решает сразу несколько задач. Обязанность взрослого – всегда быть рядом, помогать и увлекать ребенка. Нужно учесть важнейшее достижение этого возрастного этапа – малыш стал ходить, увеличилась его самостоятельность.

Игрушки, полезные для детей в возрасте 1 год:

  • Пирамидка в 4-5 колец – очень интересна детям, развивает моторику, может быть с основанием-подсказкой в виде конуса, собрать неверно такую игрушку просто не удастся.
  • Вкладыши из 4-6-8 деталей. Часто они изготавливаются из дерева, представляют собой объемные фигурки, которые нужно вложить в свое углубление. Развивают внимание, моторику.
  • Мячи разной фактуры и размера, которые можно бросать и толкать: резиновые, текстильные, пластиковые.
  • Конструкторы типа «Лего», состоящие из крупных деталей.
  • Кубики, сначала мягкие (как бы странно это не звучало), немного позднее – деревянные. Строить башни (и потом своими руками ломать их) любят все дети.
  • Сортеры (так называемые «почтовые ящики») и вкладыши типа стаканчиков – детям очень нравится проталкивать различные фигурки в прорези и отверстия. Круглые и квадратные стаканчики так интересно вкладывать друг в друга!
  • Каталки, тачки, машинки для катания на них – развивают точные движения, вызывают интерес, как у мальчиков, так и у девочек.
  • Куклы, изображения животных – этот возраст является отсчетом появления сюжетной игры. Кроха подражает действиям родителей: кормит и укладывает спать кукол или мишек, катает в коляске, «заботится о них».
  • Игрушки, изображающие посуду, овощи, фрукты и продукты для разыгрывания различных ситуаций. Попробуйте подарить малышу набор крохотных инструментов «как у папы», он быстро найдет им применение, если мама и папа поиграют вместе с ним.
  • Заводные, механизированные и музыкальные игрушки для развлечения детей. Полезны для установления связей типа «причина-следствие»: нажал на кнопку – игрушка поехала, запела, поскакала, поплыла.

Чтобы драгоценное время не уходило напрасно, нужно дать ребенку «правильные» игрушки, играть вместе с ним, ответственно относиться к созданию развивающей среды.

Также рекомендую программу занятия с малышами — "Школу годовасика ".

Если вам интересны темы, обсуждаемые в блоге, приглашаю вас подписаться на обновления и порекомендовать статьи своим друзьям. До свидания, успехов и удачи!

Мы живем во времена невиданного изобилия детских игрушек . Никогда в истории человечества не существовало такого количества фабрик и заводов, выпускающих товары для развлечения детей. У неподготовленного человека посещение магазина детских игрушек может вызвать стресс от мук выбора и головокружение от пестрых коробок. Понять, какие игрушки нужны ребенку нелегко. Чтобы разобраться в этом хаосе, и сделать покупки, которые принесут пользу не только производителю и продавцу, но и вашему малышу, читайте эту статью.


Ответ на этот вопрос зависит от возраста . Чем младше ребенок, тем меньше нужно игрушек. И вообще игрушек нужно меньше, чем это может показаться любящим родственникам. Гораздо ценнее время , которое вы можете подарить малышу, чтобы смастерить что-то вместе или поиграть в простой мячик. А если уж покупать что-то в магазине, то убедитесь, что вы точно знаете, какие игрушки нужны ребенку. Наши рекомендации по возрастам вам помогут.

Новорожденный 0-2,5 месяца

Новорожденному ребенку мама заменяет весь мир. Это период адаптации к новой жизни, когда мамина любовь и ласка - лучшие стимулы для развития . массаж и развлекут младенца, и будут способствовать развитию. К двум – трем месяцам малыш уже начинает интересоваться предметами вокруг.

Как раз к этому моменту собираем коллекцию . С этим набором вы сможете легко проводить . Некоторые предметы уже есть у вас дома, некоторые лучше сделать самим, а некоторые проще купить.

Самая любимая игрушка для ребенка с рождения и до 2,5 месяцев – звучащая . Ручками малыш еще плохо владеет, поэтому больше всего любит слушать и смотреть по сторонам. Новых тактильных ощущений при ребенку хватает у мамы на руках, во время купания и массажа. Смотреть малыш предпочитает на источник света, на лицо говорящего взрослого и на что-то яркое, движущееся, еще лучше, если оно издает интересный звук. Лампочка на потолке и приятно звучащая мама всегда есть рядом. Дополнительными развлечениями будут яркие мелодичные музыкальные игрушки и мобиль.

Первые музыкальные игрушки подбирайте с разным звучанием и из разных материалов. Сначала сами родители извлекают из них звуки. Можно просто погреметь-позвенеть, а можно отбивать ритм под пение. Когда малыш научится удерживать предметы в руках , погремушки, маракасы и даже бубен можно давать ему в руку. Простые музыкальные инструменты пригодятся вам и после года, поэтому они предпочтительнее обычных погремушек.

Игрушки для ребенка от 0 до 2-3 месяцев:

    Кольца (резиновые, пластмассовые) – разной толщины и диаметра, чтобы удобно было хватать, держать, сосать и жевать

    Погремушки , отличающиеся по размеру, звуку, цвету, форме, материалу

    Мешочки , отличающиеся по цвету (черно-белые полоски, желтые, синие, зеленые, красные), по материалу (шелк, бархат, мех, хлопок, шерсть) и по наполнителю (горох, мука, песок, вата) – разнообразная тактильная стимуляция, пища для развития мозга

    Звучащие игрушки : резиновые с пищалкой, колокольчики, бутылки с крупой, горохом, маракасы, бубенцы, тамбурин и так далее

    Игрушки для кукольного театра : звери, бабка, дедка, колобок и другие

    Фонарик – для игр, стимулирующих развитие зрения

    Перышко – для тактильной стимуляции и разнообразия тактильных ощущений.

    Безопасные «жизненные» игрушки : бигуди, бусы, деревянная ложка, зубная щетка и другие – раскладывать вокруг малыша, вкладывать в ручку.

    Яркий носочек, повязка или мягкий браслетик с колокольчиком на ручку – для развития координации движений

    Карточки со словами , с предметными картинками для изучения слов и счета, картинки-решетки

    Мобиль над кроваткой

  • Младенец от 2,5 до 7 месяцев

    Малыш осваивается, активно развивается и познает мир, учится сидеть и ползать. Теперь ему нравятся предметы, которые он может сам сознательно брать и выпускать из рук. Чтобы стимулировать малыша ползать размещаем его на полу, на , а игрушки раскладываем на расстоянии 30-90 см от него. Продолжаем общаться с малышом, петь ему песенки . Очень хорошо, если мама сама поет песенки, потешки и колыбельные. Наличие голоса и музыкального слуха не столь важно, как чувства. Создайте , используя подходящие вашей семье методики.

    При выборе развивающих игрушек для детей от 2,5 до 7 месяцев учитываем, что в этом возрасте ребенок играет в игрушки лежа на спине и животе, активно все берет в руки и тянет в рот, . Изучает все на вид, ощупь, вкус и звук. Поэтому любимая игрушка должна быть не только красивой, яркой и развивающей, но и безопасной.

    Пополняем домашнюю коллекцию развивающих игрушек для детей до года следующими актуальными предметами:

      Тряпичные мячики и кубики – кидаться, ронять, строить и разрушать башенки

      Мягкая кукла с крупными чертами лица – общаться и дружить

      Кукла Неваляшка или Ванька-встанька, поющий волчок – стимулировать ползание и развивать координацию движений. Красивые, яркие, деревянные звенящие неваляшки можно использовать и как музыкальные инструменты, и как неваляшку, в которую можно поиграть на полу, кровати, пеленальнике.

      Игрушки для игр с водой в ванной - переливать, изучать свойства воды и разных предметов в ней

      Зеркальце – важный инструмент самопознания

      Пластиковые прозрачные бутылки , наполненные крупами; купленные в магазине, прозрачные пластиковые тубусы, заполненные разноцветными шариками

      Мячи разных размеров и материалов – катать по полу, бросать, ловить

      Рамки вкладыши - будут интересны как малышам, так и деткам постарше.

      Деревянная палочка, турник – заниматься спортом

      Прочные книжки с твердыми страницами и мягкие с различными поверхностями – развивать любовь к книге

      Дополнительные карточки – продолжать интеллектуальное развитие

      Кубики деревянные - строить первые башенки, стучать об пол и друг об дружку

      Крупные портреты или фотографии родственников – вспоминать и любить.

    Игрушки для детей от 7 месяцев

    Главная задача человека этого возраста - сбор информации, исследование. Ребенок проявляет активный интерес ко всем предметам домашнего обихода и к игрушкам. Сделайте нижний уровень вашего дома безопасным и доступным для ребенка : поднимите и уберите провода, все незакрепленные и опасные предметы. Нижние шкафчики и полки, до которых может добраться ребенок, лучше отдать в его распоряжение. Храните там то, что он может сам доставать и играть – например, на кухне: миски, кастрюли, поварешки. Малыш будет с великим удовольствием «готовить обед» вместе с мамой. И вообще, бытовая деятельность – широкое поле для развития. Доставать и загружать белье в стиральную машинку, вешать постиранное на прищепки - развивает ничуть не хуже, а то и лучше, чем специальные развивающие занятия.

    Как раз в этом возрасте дети интересуются игрушками по-настоящему. В доме их появляется много, и многие из них будут радовать ребенка от 7 месяцев до самой школы. Итак, пополняем коллекцию.

    Развивающие игрушки для детей от года:

      машинки – катать по полу, нагружать и разгружать, возить игрушки

      пирамидка – сортировать и собирать

      матрешка – собирать, играть в кукольный театр

      сортеры - банки или коробки с крышками, в которых проделаны отверстия различных форм и размеров и предметы разных форм и размеров, которые можно класть через эти отверстия

      стаканчики , вкладывающиеся друг в друга (игрушки-гнезда)

      шнурок или палочка с нанизанными предметами – развивать мелкую моторику

      развивающие игрушки со шнуровками, пуговицами , кнопками, липучками, молнией, пряжками – развивать мелкую моторику

      бизиборды - доски с закрепленными замочками, крючками, щеколдами, кнопками и т.п.

      мягкая мозаика – развивать мелкую моторику

      тележка – складывать, перевозить, разгружать

      игрушки-каталки – психологическая поддержка во время обучения ходьбе. Когда ребенок начинает ходить, ему нравится за что-то держаться, даже если это не самая надежная опора

      молоточек с пищалкой – стучать, слушать, развивать координацию движений

      игрушечный молоток и деревянные колышки , которые можно забивать – совершенствовать координацию движений

      набор строительных кубиков , лучше деревянных

      геометрические фигуры – изучать геометрию

      рамки-вкладыши - фигурки, отличающиеся по размеру, которые можно вынимать из отверстий на доске и вставлять на место

      музыкальные инструменты – развивать чувство ритма

      "поющие" книжки – слушать, а также устраивать оркестр. Книжка играет музыку, взрослый с ребенком под нее поют и отбивают ритм разными ударными музыкальными инструментами

      шкатулка с выскакивающим сюрпризом , музыкальная заводная шкатулка – удивляться и радоваться

      конь-качалка – развивать вестибулярный аппарат

      машинка , на которую можно сесть – покорять пространство

      наклонный желоб с шариком – изучать гравитацию и инерцию на практике

      заводные игрушки – наблюдать, как они двигаются, вращаются, а некоторые даже гремят

      кукольный театр - слушать и смотреть сказки и учиться показывать их самому

      настольная лампа с кнопкой на панели – включать и выключать

      рукоход – тренировать ловкость и силу

      говорящие плакаты – нажимать на кнопочки, слушать и получать полезную информацию. Менять раз месяц или чаще, в зависимости от активности интереса к ним малыша. Такие плакаты довольно дороги, поэтому могут стать отличным подарком от любящих родственников.

      Живой песок - лепить куличики, строить замки прямо дома. Интересно и безопасно малышу, удобно и чисто маме

      Бытовые предметы - делать уборку, стирать, готовить обед, устраивать чаепитие. Игрушечными продуктами и весами можно поиграть в магазин, выучить названия овощей и фруктов, начать знакомство с весом

      Новые карточки – расширять словарный запас и знания о мире. Можно показывать карточки ребенку, называя их. Можно вставить карточки в маленькие мягкие фотоальбомы – и это станет первой любимой серией энциклопедий. Он будет сам приносить их родителям, чтобы ему «почитали»

    Порядок среди любимых игрушек

    Покупая игрушки малышу, руководствуйтесь принципом «Лучше меньше, да лучше». Выбирайте вещи качественные, сделанные с любовью из натуральных материалов. Деревянные игрушки предпочтительнее пластиковых. Покупайте игрушки ручной работы у народных мастеров . Пусть они стоят дороже китайского ширпотреба, их образовательный, развивающий и воспитательный потенциал с ним не сравнится. Еще ценнее игрушка, сделанная руками близких и любящих людей. Мягкая кукла, сшитая мамой , развивающая доска, которую смастерил папа или дедушка. В интернете можно легко найти пошаговые инструкции и мастер-классы. Такая вещь станет семейной реликвией и перейдет по наследству внукам.

    Следите, чтобы у каждой игрушки было свое место , не сваливайте все подряд в ящик. Разделите игрушки по категориям, следите за порядком и учите этому малыша. Систему организации игрушек и обучающих материалов хорошо организовать по методу М. Монтессори . Для этого детская комната или уголок условно делим на зоны:

      математическая (пирамидки, сортеры, матрешки),

      языковая (кубики с буквами, книги),

      зона практической жизни (застежки, шнуровки, предметы для игр с крупой, бытовые предметы),

      зона сенсорного развития (музыкальные игрушки, шуршалки, гремелки, мячики из разных материалов и наполнителей),

      зона физического развития (фитбол, рукоход).

    Такая организация полезна с самого начала, то есть с момента . Маме видно, какая зона требует внимания, где чего не хватает, что используется, а что простаивает. Ребенок видит все игрушки и выбирает то, что необходимо ему в данный момент. Полки должны быть установлены так, чтобы ребенок, научившийся вставать с опорой, мог сам достать с них интересующую вещь и поставить на место после игры. С самого начала учите малыша поддерживать порядок: естественно и радостно, в качестве завершающей части игры мама сама обязательно кладет каждую вещь на место. И малыш будет делать точно так же, как только сможет. Игрушек в каждой зоне не должно быть слишком много. Чтобы сохранять радость новизны, разделите игрушки на 2-3 части и периодически их меняйте. Еще один хороший вариант – меняться игрушками со знакомыми семьями.

    Осознанно, выбирая лучшие. Пусть они не только развлекают, но и воспитывают. Развивайте малыша с удовольствием!

Мы привыкли разделять игрушки на две категории - для мальчиков и для девочек. В раннем возрасте малыши играют практически в одни и те же развивающие игры, и только по мере взросления одни тянутся к куклам, а другие к конструкторам.

Какие игрушки нужны мальчикам? Будущие мужчины получают в подарок детские игрушки, которые позволяют быть похожим на папу. Это и машинки, и солдатики, и даже игрушечное оружие. Какие игрушки обязательно должны быть у мальчиков разных возрастов?

Игрушки для мальчика младше 2-х лет

Игрушки для самых маленьких практически лишены различий по полу. Главное, чтобы игры с этими предметами помогали развивать органы чувств. Для этого идеально подходят различные неваляшки, погремушки и мобиль над кроваткой. Даже время, когда ребенок купается, можно проводить с пользой - в форме игры с яркими фигурками животных или корабликов для ванны.

Позднее игрушки для мальчиков нужно покупать такие, которые помогут ребенку развиваться и активно проводить досуг. Например, после шести месяцев дети любят играть с пирамидками и кубиками. Мягкие игрушки для мальчиков до двух лет так же необходимы, как и для девочек. В изучении окружающего мира приятные тактильные ощущения очень важны.

Учиться ходить помогают игрушки-каталки, они не только помогут встать на ножки, но и сделают кроху более уверенным и самостоятельным, каким и должен быть настоящий мужчина.

Игрушки для мальчика 2-5 лет

Детям после двух лет смело вручайте набор солдатиков, а еще можете положить начало коллекции машинок самых разных мастей. Но придерживайтесь возрастных ограничений - не приобретайте игрушки с очень мелкими элементами, которые могут угодить малышу в рот.

Если вы ломаете голову над тем, какие игрушки обязательно должны быть у мальчика, покупайте вместительную машинку с кузовом, куда можно сложить все остальные игрушки и отправиться в «путешествие» по дому или во двор. Личный транспорт понадобится и самому малышу, чтобы хорошо развить опорно-двигательный аппарат ребенка, понадобится каталка-пушкар. Ребенок может ездить на ней верхом, отталкиваясь ножками. Это полезное и очень веселое занятие.

Для мальчиков старше двух лет игрушки становятся более сложными. Для развития умственных способностей можно купить детский конструктор. С ним малыш будет собирать машинки, домики и возводить целые города. Кроме традиционных машинок, важны игрушки для творчества. С помощью наборов юного художника или детских музыкальных инструментов проявятся таланты вашего сорванца.

Игрушки для мальчика с 5-7 лет

Купить игрушки для мальчика 5 лет лучше такие, с которыми можно организовать сюжетную игру, что необходимо для социализации и навыков общения. Например, в таких играх мальчик может почувствовать себя водителем, пожарным или мастером на все руки, как его папа.

Для подвижного времяпровождения со сверстниками понадобятся игрушечные водяные пистолеты или мечи. Поддержите заинтересованность своего чада техникой - выберите в магазине детских товаров железную дорогу или гоночную трассу.

Игрушки для мальчика старше 7 лет

Хотя ваш сын уже ходит в школу, он по-прежнему остается ребенкоми нуждается в игрушках. Ему будет интересно проводить время с машинками, роботами и конструкторами. Часы напролет дети проводят за сборкой моделей танков, самолетов и кораблей и множества деталей. Наборы для физических и химических опытов дополнят школьные знания и позволят почувствовать мальчику себя в роли ученого-исследователя.

Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы развлекать малыша и развивать его способности? Ориентируйтесь на наши рекомендации. Не нужно придерживаться строгого разграничения по полу, особенно в отношении самых маленьких. Будьте ответственны при выборе игрушек для сына, ведь являются ключом к познанию мира.

Подготовила Катерина Василенкова

Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов. Так, для девочек игрушки носили бытовой характер, для мальчиков создавались предметы охоты и сельского хозяйства. Позже они же были развлекательной вещью. Также именно через игрушки можно было наблюдать культурные особенности каждого народа.

История игрушек

Археологи неоднократно находили разные игрушки на местах раскопок. Например, в Древнем Египте были обнаружены резные деревянные фигурки животных. Они изображали кошек, коров, собак, тигров и т.д. Также были найдены виды игрушек с подвижными частями тела, что говорит о сложной конструкции изделия. Подобные предметы в большом количестве нашли на месте Помпеи, Греции и Рима. Помимо фигурок, там были популярны различные трещотки и погремушки. Считалось, что их шум отгоняет злых духов от малыша.

Во время раскопок на территории Сибири были обнаружены в большом количестве фигурки животных, таких как мамонт, носорог, тигр. Поразительно, но, несмотря на время создания, выполнены они были с потрясающей точностью. А на территории Украины были найдены предметы, сделанные из мягкого камня и Археологи посчитали, что возраст находок датируется примерно прошлой эрой.

Отдельно стоит поговорить о куклах. Первые их прообразы были найдены в Древнем Египте. В Древнем Риме и Древней Греции у них была особая роль: до замужества девушка ими играла, а затем приносила в жертву богине любви. После такого ритуала считалось, что союз будет особенно крепок.

Средние века и дальнейшее развитие

Доподлинно неизвестно, как развивались игрушки в средние века. Но само слово "игрушка" зародилось и получило свое распространение в эпоху Ренессанса. Страной-прародительницей считают Францию. Именно там заботливые мамы сшивали кусочки ткани и наполняли их соломой, формируя небольшие куколки. Уже в XVI веке разные виды детских игрушек стали производить на заказ и продавать. Но так как делали их штучным товаром, то они стоили больших денег, поэтому были доступны только аристократом. Куклы в то время нередко выступали манекенами для модной одежды. Массовое производство их появилось только в XIX веке.

Виды мягких игрушек стали разнообразными после развития промышленного производства. Тогда же появилась модная тенденция печатать различные выкройки игрушек в женских журналах. Так, в 1879 году жительница немецкого городка, прикованная к инвалидной коляске, сшила несколько рождественских подарков своим племянникам. Чудесные зверушки снискали славу у соседей, и вскоре на Маргарет посыпались заказы. Через некоторое время она смогла открыть мастерскую, где трудилась вместе со своими сестрами. Через несколько лет она уже основала фабрику, где создавались многие виды игрушек.

Создание популярного зверя

Мало кто знает, но этот персонаж появился не сразу. Маргарет запатентовала мягкую игрушку в виде медвежонка. Его особенность была в том, что он опирался на четыре лапки. Через год появился плюшевый мишка, который навсегда вошел в историю и стал популярным у детей. Его особенность была в сочетании шарнирной куклы и мягкой игрушки.

Почему мишка стал Тедди?

Всем известно, что плюшевый мишка по умолчанию зовется Тедди. Откуда появилась эта традиция? Так как родиной мишки была Германия, одна из русских эмигранток увезла забавную игрушку в США и поместила ее в витрину магазина. Посетители пришли в восторг от новинки, и на лавку посыпались предложения с заказами. Поэтому владельцы магазинчика наладили производство мишек и попросили разрешения называть их Тедди. Тогда президентом был Рузвельт.

Параллельно этому в газетах получила популярность история о том, как президент отказался стрелять в медведя, которого специально подвели к нему. Он обосновал это тем, что охота должна быть честной - ты, ружье и зверь. Тогда равны шансы всех.

Фарфоровые куклы

Некоторые куклы не стали игрушками в прямом смысле слова. Например, фарфоровые изделия больше становились предметом декора и снискали славу у взрослых коллекционеров. Массовое производство таких экземпляров ухудшило их качество, поэтому ценными были только красавицы, изготовленные в единственном экземпляре. Такие куклы обладали индивидуальными чертами лица, именами, уникальной одеждой. Мастер уделял большое количество времени созданию своего детища.

Став предметом для коллекционирования, фарфоровые куклы превратились в персонажей жутковатых истории, так как считалось, что поразительное сходство с реальными людьми делает их вместилищем для демонов или злых духов.

Их минус - тяжесть и хрупкость материала. Поэтому такие изделия нельзя считать полноправной игрушкой для детей. Мастера и по сегодняшний день изготавливают фарфоровые куклы маленьким тиражом или в единственном экземпляре.

Особенные игрушки для славянского народа

У каждого народа в мире есть свои особенные игрушки. Например, матрешка уже давно считается символом России. На самом деле у славян она появилась лишь в конце 19 века и служила прототипом японской полой игрушки с вкладными фигурками. Они были оберегами от злых сил. В итоге русские умельцы Коновалов и Звездочкин создали краснощекую девицу. Но на самом деле виды народных игрушек в России не ограничиваются матрёшками. Например, самая первая забава для новорожденного малыша - это трещотки и погремушки. Для их изготовления использовали маковые головки и сухой горох. Из глины лепились две половинки, внутрь клали горох или головку, после части скреплялись. Трещотки делались еще проще: на ручку крепились деревянные пластины, которые во время вращения начинали скрипеть и шуметь. Такие девайсы были важны для знакомства малыша с миром звуков.

Какие виды игрушек были популярны на Руси? Для девочек делали Они разительно отличаются от современных экземпляров. Их нельзя считать исконно русскими, так как куклы были у всех народностей, но в России у них были свои особенности. Изготавливались они из соломы и тряпок.

В Украине такая игрушка называлась мотанкой, на Руси - скруткой. Кукла была не столько забавой ребенку, сколько оберегом для него. Поэтому традиционно ее делала мать, читая специальные заговоры. Особенность тряпичных куколок была в отсутствии лица. Кому-то может показаться, что причина этого - лень мастера. На самом деле это было связано с суеверием: глаза могут «сглазить» ребенка, так как, рисуя лицо, человек может наделить объект злым духом. Психологи же уверены, что такая куколка без лица дает отличный толчок развитию воображения. Еще одно поверье было связано с запретом использовать колющие и режущие предметы при изготовлении куколки. Так как делаться она должна с любовью, поэтому тряпочки просто рвали руками.

Примечательно, что до семи лет виды игрушек для детей были одинаковыми. То есть и девочки, и мальчики играли куколками. Дети до этого возраста не делились по полу и носили одинаковые рубахи до пят. Уже потом мальчикам надевали штаны, а девочкам - платья. Интересно, что не было игры "дочки-матери", зато была "свадьба", где роль жениха исполняла веточка. Так девочки готовились к будущему замужеству.

С развитием гончарного искусства появились еще виды игрушек для детей. Пока мужчины занимались изготовлением бытовой утвари, женщины лепили милые фигурки для малышей. После лепки их обжигали в печи и получали полнофункциональные игрушки. Красочно разрисованные, они надолго увлекали ребенка. В основном из глины делали солдатиков, животных и композиции (свадьбы, чаепития и т.д.). Со временем в некоторых регионах России появились свои особенные

Игрушки из глины

Так, аутентичный вид игрушек для России - дымковские. Они были созданы в городе Вятка. Изначально это были свистульки в виде животных. Но в дальнейшем из красной глины кого только не лепили! Тут были и всадники, и животные, и барыни. Яркая палитра красок, незабываемые мотивы сделали этот вид игрушек брендом России. Чаще всего используются такие персонажи, как бараны, индюшки, няньки с детьми, олени, скоморохи и многое другое.

Многие виды игрушек были основаны на чьих-то идеях. Так, жители деревни Каргополь немного видоизменили дымковские экземпляры и придумали свои игрушки. Особенность их была в том, что фигурки носили традиционную одежду, и появились мифические животные, например, кентавры и фавны. Они также были одеты в национальные костюмы.

В Тульской области придумали игрушки, отличительной чертой которых была трехцветная раскраска. Чаще всего это были зеленые, желтые и малиновые цвета. Также у всех персонажей была очень длинная шея. В качестве сюжетов чаще всего использовались сценки с мамой, у которой на руках было животное и ребенок.

Народные игрушки

Свои уникальные игрушки есть у каждого народа. Например, ненецкие дети забавлялись с куколками в национальных костюмах. У них не было ушей, глаз и лица, так как считалось, что с такими органами кукла унесет душу ребенка. Не приветствовалась и реалистичность игрушки, так как она могла ожить и убить ребенка.

Особенное место в Японии занимают такие виды игрушек, как кокэси и Дарума. Кокэси - это деревянная куколка. Ее туловище было цилиндрической формы, а голова круглой. Все тело покрывалось узорами. Дарума - кукла-неваляшка, олицетворение Бодхидхармы, божества удачи. Изготавливается из дерева или папье-маше, не имеет рук и ног. Согласно легендам, конечности атрофировались после девяти лет медитации. С Дарумой связана традиция загадывать желание. Сформулировав его, нужно нарисовать зрачок куколке. Нужно год ее держать на видном месте, и если желание исполнится, куколке дорисовывают второй глаз, а если нет - ее сжигают. Так божеству будет ясно, что ищутся другие пути реализации желания.

Новый год и Рождество

Помимо игрушек для детей, за историю существования человечества сложились особенные традиции украшения священных деревьев. Этот обычай был и у язычников, которыми проводились обряды и приносились пожертвования. В современном мире мы не можем представить себе жизнь без елок. Были популярны елочные игрушки, виды которых не ограничивались шарами. Например, в средние века зеленая красавица украшалась продуктами: вафлями, конфетами, фруктами и т.п. Это имело под собой религиозную основу. Так, яблоки были символом запретного плода, который был сорван Евой. Вафли относятся к Причастию. Уже позже появилась традиция украшать елку бумажными фигурками.

В Германии были придуманы виды новогодних игрушек: разных цветов, гирлянды, ангелочки. Но это было развлечение для богатых людей. Мода на шары пришла в 19 веке. Первые экземпляры выполнялись из стекла и покрывались свинцовым раствором, что делало их прочными, но тяжелыми. Уже позже мастера научились дуть тонкие стеклянные шарики. Затем их стали раскрашивать и покрывать узорами.

В военные времена делались игрушки своими руками, виды которых были крайне разнообразны. Так, из колб и мензурок без труда конструировалась звезда. А из бумаги создавались парашютисты. На открытках рисовали Деда Мороза, который убивает врагов.

Виды развивающих игрушек для детей дошкольного возраста

В последние десятилетия становится популярным заниматься ранним развитием ребенка. Разрабатываются методики и пособия, магазины предлагают широкий ассортимент товаров по теме. Например, для развития моторики полезно лепить и рисовать. Для этого требуется только бумага, краски, карандаши, пластилин. В Интернете можно найти большое разнообразие материалов для занятий. Не старайтесь научить ребенка с малых лет академическому рисунку, так вы только отвратите от занятий. Психологи призывают использовать в качестве инструмента для нанесения красок не только кисточки, но и собственные пальцы, поролоновые губки и т.п.

Не так давно в России появилась новинка - "кинетический песок". Обладая физическими свойствами песка, он может лепиться в разные фигурки, так как не рассыпается. Этот материал токсичен и не вреден для детей.

Немаловажно использование обычных кубиков для развития пространственного воображения. Они бывают разного размера, цвета, с рисунками или без, ими можно строить домики и башенки. Так как виды деревянных игрушек многообразны, кубики являются одними из них. Это экологичный и безопасный материал, к тому же приятный на ощупь. Еще одна альтернатива для годовалых детей - мягкие кубики. Их легко перекладывать, сжимать, они не покалечат ребенка. Но в то же время их опасность в том, что у ребенка не формируется логическая связь между формой и весом. Есть вид кубиков, которые нужно складывать в определенной последовательности и получать картинку. На них могут быть нанесенные буквы, что позволяет их использовать при обучении чтению.

Основные виды игрушек для физического воспитания

Сложно поспорить с тем, что помимо духовного воспитания нужно давать физическое. Ведь здоровье закладывается с детства, и в природе ребенка естественно желать двигаться. Для этого используются спортивные игрушки. Например, обручи и мячи нужны для развития общей моторики, а скакалка - для выносливости. К ним же можно отнести самокаты, велосипеды и т.п. Отдельно стоит упомянуть такие игры, как настольный футбол и тому подобное.

Не менее популярно устраивать разного рода спортивные комплексы в комнате ребенка. Так он может давать выход своей активности и физически тренироваться. Как правило, комплексы состоят из колец, шведской стенки, канатов. Все зависит от размеров комнаты. Любые игрушки данной группы направлены на развитие физических данных. Так, игра "городки", задачей которой является сбить битой конструкцию из плашек, направлена на развитие глазомера.

Театральные и музыкальные игрушки

Уже в давние времена люди четко осознавали, что разные виды детских игрушек решали разные задачи. Например, были созданы музыкальные игрушки для развития специального слуха. Их используют во время детских праздников и в самостоятельной игре. Они могут быть миниатюрами реальных предметов: ксилофоны, металлофоны, барабаны и т.д. Для развития речи считается полезным играть на них определенный ритм и просить ребенка его повторить.

Существуют и сюжетные музыкальные игрушки. Например, если осуществлять с предметом определенные действия, заиграет мелодия. Некоторые виды мягких игрушек оснащены миниатюрным проигрывателем. При нажатии на кнопку будет проигрываться песенка. В последние года из-за большого обилия контрафакта такие виды игрушек, скорее, наносят вред, так как не отвечают критериям качества: эстетичность, изготовление из хороших материалов и благозвучность.

Отдельно стоит упомянуть театральные виды игрушек. Они могут быть марионетками, бибабо, сюжетными фигурками и т.д. Особенность в том, что, используя их, можно создать небольшое представление. В то же время специалисты не рекомендуют применять их в повседневной жизни, так как они должны ассоциироваться с праздником.

Конструкторы и прочее

Существуют разные виды игрушек, фото которых можно увидеть в статье. Для развития пространственного воображения полезно использовать конструкторы и строительные материалы. К техническим игрушкам можно отнести разные транспортные средства, бытовые предметы, например, фотоаппараты или подзорные трубы. Их могут оснащать маленькими моторчиками и двигателями, что делает предмет увлекательным для детей.

Хэнд-мейд

Несмотря на широкий ассортимент товаров в магазинах, все еще популярно делать игрушки своими руками. Виды их многообразны. Их можно создавать для театральных представлений, сюжетно-ролевой игры и других потребностей. Они могут быть искусно выполнены, а могут быть сделаны на быструю руку. Также создание игрушек используется в деятельности школьников для воспитания навыка созидания.

При выборе игрушек помните, что они должны быть выполнены из качественного материала. Не экономьте на детях, так как в лучшем случае дешевая игрушка сломается, а в худшем - навредит ребенку (низкокачественные материалы могут быть токсичными). Выбирайте проверенные магазины.

С ранних лет ребенка должны окружать игрушки, так как его основная деятельность в дошкольном возрасте - игровая. Разные виды игрушек позволяют ему всесторонне развиваться. Полезно периодически прятать одни предметы и доставать другие, тогда ребенку они не успевают наскучить. Также помните, что для определенного возраста подбираются свои игрушки.

Развитие эмоционального мира ребенка невозможно без существования в нем игрушек. Именно игрушки позволяют выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие огромные львы и медведи и электрические машины и паровозики. У кого-то это невзрачный мишка, малюсенький пупсик.

Зачем ребенку любимая игрушка?

Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. У ребенка должна быть игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит, которая поможет преодолеть одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет. В друзья ребенок скорее выберет куклу, мишку, зайку, т.е существо, похожее на человека, близкое и понятное ему.

Узнав о желании ребенка иметь ту или иную игрушку, подумайте, настолько ли она ему необходима.

У ребенка должен быть определенный набор игрушек , способствующих развитию его восприятия, мышления, кругозора, помогающие проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Какие-то игрушки не обязательно покупать в магазине, их можно смастерить самим, от этого они будут еще ближе и дороже ребенку.

Игрушки из реальной жизни

Кукольное семейство (это может быть семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машина, железная дорога, телефон и другие.

Игрушки для выплеска агрессии

Солдатики, ружья, мячи, резиновые игрушки, скакалки, кегли и другие.

Игрушки для развития творческой фантазии

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, пазлы, мозаика, краски, пластилин, наборы для рукоделия и др.

Игрушки следует выбирать, а не собирать

Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Часто бывает так, что, купив ребенку игрушку, наши ожидания не оправдываются: игрушка так и остается невостребованной. Почему? Потому что мы покупаем не для ребенка, а для себя, т.е. то, что нам интересно, что нам хотелось бы иметь в детстве.

Игрушки для самых маленьких должны прежде всего развивать органы чувств: уши, глаза, руки. Они должны быть мягкими и теплыми, поскольку у ребенка существует потребность чувствовать тепло. Самые лучшие игрушки для маленьких те, которые можно кусать . Они должны быть изготовлены из безопасных материалов, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться, и яркими.

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пирамидки из 3-4 колец, мисочки, которые можно вкладывать друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект, но доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается. Очень полезны каталки и неваляшки.

Для 2-летних малышей очень хорошо большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать к аккуратности , самостоятельности , так как в них должны складываться игрушки . Сейчас в магазинах огромный выбор корзин и ящиков для игрушек. Хорошо, если у ребенка будет свое место для игр и игрушек.

К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким игрушкам добавляются простые конструкторы, которые собираются вместе со взрослыми. Поскольку в этом возрасте ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, то полезны будут наборы посуды, парикмахерских принадлежностей, доктора Айболита, мебели и др.

К четырем годам основным видом деятельности становится ролевая игра. Многие игрушки становятся ненужными, так как детская способна превратить конкретный предмет в воображаемый. Поэтому наибольшую пользу принесут не покупные игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.

К пяти годам крупные игрушки перестают интересовать ребенка. Большее внимание привлекают наборы зверушек, солдатики, кукольные семейства. Появляется большая возможность для проигрывания разных ситуаций одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, обогащается эмоциональный мир.

В 6-летнем возрасте уже интересны не статичные игрушки, а разнообразные конструкторы, сборка моделей, настольный игры, рукоделие. Детям очень нравятся игрушки, сделанные своими руками . Такие игрушки вызывают у него радость и гордость. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерит, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание делать в жизни что-то для других.

В дальнейшем ребенок сам делает инвентаризацию игрушек.

Не заставляйте ребенка никогда выбрасывать своими руками сломанные или устаревшие игрушки, потому что это его воспоминания, это его друзья. Лучше отремонтировать их и отдать другим детям, в детский сад… Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, Вы можете выбросить его самые любимые игрушки.

Из книги

На сайте размещен фрагмент книги, предназначенный исключительно для . Вы можете приобрести полную версию книги у наших партнеров.

Н.Л.Кряжева «Развитие эмоционального мира детей»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

Купить в Беларуси

Купить в Казахстане

Электронная книга


Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на admin@сайт


Обсуждения

    Игрушки следует выбирать, а не собирать! Я вообще считаю что набор игрушек должен быть минимальным, но многофункциональным. То есть я больше уделяю внимание много функциональным игрушкам. И у нас нет 10 мячиков (3 шт. и то потому что разные по размеру и фактуре), 20 мягких игрушек (раньше было много, но я присмотрелась и поняла какие для него любимые и остальные убрала) и т.д. 1 пистолет, 2 машинки…. с одной стороны такой подход облегчает мне жизнь — меньше бардака, с другой и ребенка есть все необходимое: и машинки и пистолеты и мячи и конструктор и различные игрушки для ролевых игр, причем взаимозаменяемые к примеру есть ящик с выдвижной коробочкой, он у нас и для инструментов, когда мы ремонтируем машину, ставим на него др. коробочку поменьше и уже у нас касса и т.д.

    Мы в свое время задаривали игрушками, потом поняли, что часть игрушек большее время не востребована, более того ребенок перестал дорожить ими («А мы еще купим!»). Последний год внимательней стали при выборе подарков. Но к сожалению, дети знают, где слабое звено — бабушки и дедушки! Но несмотря на наличие игрушек, ребенок прекрасно умеет играть с минимумом, импровизировать выдуманными предметами. И взрослые чаще покупают игрушки не столько для ребенка, сколько для себя — то, что ему хотелось бы иметь в детстве, — радуя тем самым своего внутреннего ребенка.

Да не стоит забывать,что для самых маленьких, игрушки должны быть всегда чистыми, а то они вечно наровят все попробовать на вкус))

Перед рождением ребенка мы игрушек принципиально не покупали, потому что знали, что надарят, и не ошиблись — игрушек пока у него достаточно.

Обнаружила на одной из страничек сайта информацию о вязанных игрушках. Из своего опыта (т.к. вяжу игрушки и куклы крючком) знаю, как бережно относится ребенок к такой игрушке, с каким нетерпением он ожидает рождения нового друга. Да и я, когда вяжу, будто возвращаюсь в безоблачное детство.

Очень часто родители под видом заботы о ребенке просто продолжают свой «шопоглизм». Раньше они покупали кучу ненужной одежды для себя, а теперь переключаются на игрушки якобы для ребенка.

У меня две внучки. Старшая страдает комплексом собственника и не позволяет младшей брать свои игрушки. А мама почему-то не замечает этого. Правильно ли такое отношение матери?

    У старшей есть право иметь свою обственность, свою неприкосновенность. Ведь и у нас взрослых есть какие-то вещи, которые не позволяем брать другим. С чувствами реьенка нужно считаться. Ведь это ее игрушки! это чать ее, как рука или нога. Вы же не станете требовать, чтобы она оторвала руку или ногу и дала сестренке поиграть? Со временем это пройдет, и она начнет делиться (при правильном подходе)

Спасибо за полезную информацию
Игрушки люблю многофункциональные,безопасные и развивающие, поэтому предпочтение отдала одному из лучших брендов. Например, cортер «Домик с животными» Chicco это не только все компоненты в одном удобном хранилище в виде домика, но и очень многофункциональная игрушка, в этой модели представлено несколько видов сортера. Сортировщик очень яркий, все его компоненты (фигурки, ключики) представлены в сочных ярких цветах, и имеют обтекаемую форму без заостренных углов, что очень безопасно! Один сортер сверху крыши, там можно поизучать фигурки, а другой сортер на дверцах домика познакомит с животным миром. Ну а особый восторг вызывают ключики. Каждый ключик имеет свою форму цветовую гамму для того, чтобы определить какую дверцу нужно открыть. За счет удобной ручки ее с легкостью можно переносить.

Также считаю, что такая машинка, как «Билли-большие колеса»Chicco должна быть у каждого мальчика, ну и у девочек, которые небезразличны к авто. Она прослужит верным другом, ведь крепче, надежнее и ударопрочнее машинку я еще не встречала. Несмотря на ее такие характеристики Билли очень позитивен, эти милые добрые глазки и широкая улыбка так и манит поиграть. Управление с Билли с помощью руля позволяет почувствовать себя настоящим профессионалом в езде даже 2-х годовалому ребенку. Тут все для безопасности, руль как положено круглой формы и НИКАКИХ АНТЕН! Машинка очень маневренная, на руле есть кнопки управления вперед-назад, влево-вправо, а посередке клаксон. Думаете все? Нееет, Билли еще издает реалистичные звуки мотора при начале движения, звуковые эффекты при подаче машины назад c сопровождением подсветки красных стоп-фонарей, яркое свечение самих фар. Препятствия внедорожнику не страшны, вы только взгляните на эти массивные надежные колеса, так что поверхность для езды может быть разной и даже с составляющими препятствиями. В общем, есть возможность восхититься машинкой и порадовать ребенка))

Ну,а Игрушку «Говорящая ферма» Chicco, я советую всем кто хочет сделать подарок и не ошибиться с выбором. Потому как мои детки от такой занимательной разносторонней игрушки просто в восторге. Причем сынульке сейчас уже 3годика, но он до сих пор с интересом проводит за ней время (на момент дарения ему было 1,9), а его сестричке полгодика, но она тоже уже с удовольствием нажимает на кнопочки, которые находятся в зоне ее доступности. Игрушка показала себя долгоиграющей, разносторонней для активного развития. Очень качественная, удобная в плане переноски с продуманным дизайном вплоть до деталей. Этакий обучающий игровой центр, где можно играть, и обучатся в непринужденной игровой форме одновременно. А также пополнить свои знания, как на русском, так и на английском языке. Благодаря этой игрушке мы познакомились с животным миром и научились считать. А чтоб обучение и игры проходили веселее есть и музыкальные тайм-ауты.

Спасибо за статью. Сейчас расскажу о нашей любимой игрушке. Chicco Билли большие колеса! У нас таких Билли два – красный и желтый! Билли на самом деле красавчик – красный (или ярко желтый) , яркий, колеса и вправду очень большие и он без труда преодолевает различные препятствия, настоящий внедорожник! Чтобы начать путешествие с Билли необходимо его включить – кнопки вкл-выкл находиться и на машинке внизу и на пульте. Это очень хорошо, если малыш не играет, то мы выключаем обе кнопочки и таким образом экономим батарейки.Как только включены обе кнопки можно ехать. На пульте управления, который выполнен ввиде руля есть кнопки – вперед, назад, и клаксон! На руле нет каких либо антенн (которые вечно ломаются, торчат и пытаются кого то задеть). Мы очень любим машинки с таким способом управления – они безопасны!При движении вперед у Билли горят передние фары (можно играть в темноте, они будут указывать дорогу, как два кошачьих глаза), при движении назад Билли издает пикающий звук – прочь с дороги, осторожно, и при нажатии сигнала мы слышим очень четкий и звонкий гудок!Как управлять – да очень просто, поворачивайте руль как на настоящем автомобиле, и Билли будет объезжать, врезаться или поворачивать – все зависит от вашего мастерства!Билли всегда веселый – на лобовом стекле у него нарисованы глазки, а на переднем бампере очень милая улыбка!Работает машинка от батареек (их необходимо вставить в руль и в саму машинку). Все отсеки тщательно закрыты с помощью болтиков (впрочем как и у всех игрушек этой фирмы), чтобы детки не смогли добраться самостоятельно до батареек.Так что если вы ищите шикарную, качественную и очень интересную игрушку своему малышу – Билли вас очень приятно порадует!

error: