В здоровом теле — здоровый дух. Почему в здоровом теле – здоровый дух Почему говорят в здоровом теле здоровый дух

О пользе физических упражнений мы слышим еще с детства: об этом не раз напоминали воспитатели в садике, учителя в школе или родители дома. «Побегай, поприседай, больше двигайся!» – не раз могли вы слышать от взрослых.

Занятия спортом или поддержание себя в форме с помощью регулярного выполнения физических упражнений давно стало общеизвестной нормой и своеобразным трендом, приносящий еще и много пользы: начиная от укрепления мышц и сердечно-сосудистой системой, заканчивая – влиянием на улучшение настроения за счёт выброса «гормонов радости» (дофамина, эндорфинов).

В то же время, все знают поговорку «В здоровом теле – здоровый дух», но все же недооценивают влияние физических нагрузок на психическое состояние человека. Мало кто знает о том, что, начиная еще с 70-х годов прошлого века, ученые уже проводили успешные исследования о том, как связано психическое здоровье с систематическим занятие физкультурой.

В чём же заключается это влияние? И с чем связано?

В первую очередь, стоит вспомнить: физические нагрузки способствуют улучшению кровообращения, а также питают наш мозг кислородом. Усиленное, но ритмичное дыхание во время физнагрузок также способствует улучшению концентрации внимания. Когда мы двигаемся, мы снимаем мышечное, а с ним и психологическое напряжение.

Физические нагрузки и мозг

Исследователь и преподаватель Джон Медина в своей книге «Правила мозга» утверждает, что развитие наших когнитивных способностей, способность к обучению, его качество и наш уровень когнитивного функционирования в пожилом возрасте тоже сильно зависит от физических нагрузок на протяжении жизни и нашей физической активности. Именно физическая нагрузка стимулирует выработку протеина, который участвует в строительстве нейронных связей в головном мозге.

Им также было доказано, что обычные занятия аэробикой, как минимум дважды в неделю, на 60% уменьшают риск возникновения болезни Альцгеймера и других умственных расстройств.

Многие, наверняка, также слышали о выработке гормона радости (бета-эндорфина) во время активного занятия спортом. Благодаря этому гормону улучшается наше самочувствие и повышается настроение. Об этом свидетельствуют не только субъективные отзывы тех, кто активно занимается физическими нагрузками, но и некоторые исследования, где проверяли кровь на уровень бета-эндорфина через 10 и 20 минут по окончанию тренировки. В первом случае показатель уровня данного гормона увеличивался на 42%, а во втором – на все 110%.

Интересно, что более положительно на уровень бета-эндорфина влияет именно длительная тренировка (с целью развития выносливости).

Лечим депрессию физнагрузками

Широкое поле исследований посвящено изучению влияния физических нагрузок на лечение депрессии.

В одном из исследований (Brand, Feinerman, Morgan, Roberts) испытуемые, у которых наблюдалось депрессивное состояние были поделены на 2 группы. Одна из них занималась различными видами физической активности (бег, плавание, езда на велосипеде), а вторая — не была задействована в тренировках.

Программа, а вместе с ней и исследование длилось 6 недель.
Результаты свидетельствовали о том, что умеренная регулярная физическая нагрузка способствовала снижению уровня депрессии у тех, кто находился в исследовании.

Еще пару фактов в пользу физических нагрузок!

Давайте также вспомним, что умеренные физические нагрузки – это еще и профилактика таких проблем, которые мы получили вместе с благами цивилизации: ожирение, гиподинамия, стрессы, эмоциональное выгорание, повышенная тревожность и многие другие.

В тот же время, есть ряд моментов, которыми человек отстраняет себя от физических нагрузок. Это оправдания по типу: устал, сейчас совершенно нет времени, не хватает мотивации.

Но, если подойти к этому с учетом индивидуальных особенностей и подобрать такие нагрузки, которые приносят не только пользу, но и удовольствие, вопрос с отговорками и с откладыванием занятий до n-нного понедельника будет решен!

Даже обычная ходьба (особенно по утрам) хотя бы в течении получаса-часа может принести достаточно пользы, чтобы быть бодрым и здоровым. Естественно, если занятия будут иметь регулярный характер и длиться более 4-5 месяцев.

Неоспоримым фактом остается и то, как физические нагрузки влияют на качество нашего сна, восстановление продуктивности и улучшение психологического самочувствия.

Было доказано, что физические тренировки, проходящие в вечернее время, уменьшают уровень адреналина, который был получен на протяжении дня . Таким образом, мы уменьшаем влияние стрессовых факторов на наш организм, избавляясь от накопленных за день негативных эмоций и переживаний.

Проводя аналогию и подытоживая, можно сказать, что физические нагрузки выступают отличными природными антидепрессантами.

Уделяя хотя бы по 20-30 минут в день занятиям физкультурой или определенным видом спорта, мы улучшаем не только собственную физическую выносливость и подготовленность, тренируем мышцы.

Мы, вместе с тем, поддерживаем свой жизненный тонус, дарим организму положительные эмоции, способствуем обретению психологического равновесия и уменьшаем влияние в нашей жизни стресса.

Как видите физические нагрузки – не просто модный тренд современности. Это еще и значительная польза для тела и души. Особенно в вопросах профилактики депрессивных и других аффективных расстройств, повышенной тревожности, эмоционального выгорания, астении и ряда других.

Научно доказано: быть здоровым не только модно, а полезно и приятно!

"В здоровом теле здоровый дух" - известный спортивный девиз, искаженный перевод древнеримского афоризма.

Автором данного афоризма (Mens sana in corpore sano) является древнеримский поэт Децим Юний Ювенал, профессиональный ритор-декламатор и яркий приверженец стоической морали. При этом смысл, который Ювенал вкладывал в это выражение, на самом деле разительно отличается от того толкования, которое афоризм получил по прошествии веков. В X книге своих "Сатир" среди общих рассуждений о нравственности он говорит: Orandum est ut sit mens sana in corpore sano - Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом (перевод Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского). Стих Ювенала был направлен против одностороннего увлечения телесными упражнениями. Дальше поэт писал: "Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей жизни...". Переводчики же несколько «переиначили» эту фразу, ведь, вдумываясь в смысл общеизвестной трактовки, можно сделать вывод, что физически здоровый человек по определению обладает прекрасной душой (то есть, переиначив другое известное выражение, "сила есть - остальное приложится"), тогда как Ювенал имел в виду прямо противоположное: хорошо бы, чтобы физические упражнения шли параллельно с нравственным развитием…

Российская история переводов Ювенала началась в эпоху Петра Великого. Во время своего путешествия по Европе, русский царь увидел в руках у одного немца сборник римского поэта и заинтересовался его содержанием. Ему зачитали отрывок из десятой сатиры с этим знаменитым афоризмом (возможно именно тогда прозвучал первый русский вариант "неправильного" перевода). Эти стихи настолько понравились великому государю, что он выписал себе Ювенала в голландском переводе. С присущим ему рвением Петр стал изучать сатиры, и вскоре о древнеримском поэте заговорили многие.

Ювенал был чрезвычайно популярен среди российских стихотворцев, которые, к их чести, следили за верным истолкованием слов поэта. Ему во многом подрожал Антиох Кантемир, некоторые стихи которого звучат как очень близкий и почти дословный перевод великого сатирика. Среди достоинств Евгения Онегина Пушкин выделяет умение "потолковать о Ювенале". Сам же Александр Сергеевич еще с лицейских лет занимался творчеством римлянина, а в конце своей жизни собрался всерьез заняться переводом его стихов, начал он с его десятой сатиры, так заинтересовавшей в свое время Петра I (к сожалению, из пушкинского перевода уцелело всего несколько стихов). К середине XIX века имя Ювенала становится нарицательным для обозначения образцового сатирика вообще.

В 1856 году Н. Г. Чернышевский в рецензии на русский перевод од Горация писал о необходимости перевода на русский язык сатир Ювенала: "Ювенал, без всякого сомнения, будет у нас чрезвычайно популярен, лишь бы только был хорошо переведен".

Переводом сатир занимались многие отечественные поэты, в числе удачных переводов можно выделить работы А.А. Фета (1885 г.), Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского (1937 г.).

Интересно, что в связи со сменой эпох афоризм Ювенала начали толковать по-другому. В первые годы Советской власти, когда наркомат здравоохранения возглавлял Н.А.Семашко, это выражение считалось реакционным и опровергалось примером Николая Островского, у которого при больном теле дух был здоровым. В 1988 году писатель Леонид Леонов в заметке "Искаженная истина" (Литературная газета, 16.03.88) призвал пристальнее вглядеться в привычные аксиомы и отвергнуть в качестве констатации: "В здоровом теле здоровый дух", иначе духовное здоровье будет принадлежностью лишь спортсменов.

Сатиры Ювенала не имели ни воспитательной, ни философской цели - это резкое обличение, вызванное негодованием и раздражением. Поэт показал читателю Рим как место вырождения и беспросветной порочности. Позднее переводчики превратили сатирика в борца за здоровый образ жизни...

Литература

  • Дуров В. С. Ювенал. М., 1995г.
  • Ювенал в переводе Фета. СПб., 1996г.
  • Д.С. Недовича и Ф.А. Петровского. Переводы.Спб,1999 г.

Традиционное понимание данного выражения – если человек сохраняет тело здоровым, то сохраняет и духовное здоровье. Однако фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли автора был совсем другим.

Надо стремиться к тому, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» (Ювенал).

В более развёрнутом варианте:

«Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь –
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, –
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала».
(Десятая сатира Ювенала)

По одной версии, в основе этих строк лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление».
По другой версии, Ювенал взял за основу ответ Гомера из предания «Состязание Гомера и Гесиода» (VIII-VII в. до н.э.). Гесиод – «Что самое лучшее?», Гомер – «Здоровый дух в мужественном теле».
Фраза Ювенала стала популярной, когда её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель, мыслитель Жан Жак Руссо (1712-1778). «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире» – Джон Локк.
Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела, никоим образом не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, надо стремиться к этой гармонии, которая в реальности встречается редко – Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений, В. Серов.
Возможно, смысл крылатого латинского выражения изменили на рубеже XIX-XX веков, когда в России начали распространять атеистические идеи. Поменяли местами дух и тело, таким образом, тело стало первичным.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться.
Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные
пути и возможности.

Здоровье и счастье – это то, что необходимо каждому человеку. Трудно представить человека счастливым, если он болен. «Здоровым будешь – все добудешь», – гласит народная мудрость, с которой нельзя не согласиться. Забота о своем здоровье – это долг и обязанность каждого человека. Заботясь о здоровье, мы думаем о своем физическом и душевном состоянии, о том, чтобы, как поется в песне, «тело и душа были молоды».
В здоровом теле – здоровый дух. Это знают все, как знают и то, что занятие спортом укрепляет организм, помогает избавиться от вредных привычек, способствует развитию не только физических, но и моральных качеств. Но об этом мы нередко забываем. Может быть, чтобы было хорошее настроение, нужно каждый день начинать с улыбки и зарядки. Конечно, трудно себя заставить каждый день подниматься раньше времени, с непривычки болят мышцы. Но ежедневная зарядка – это начало физического и духовного развития, это избавление от вредных привычек и безделья, это первый шаг к соблюдению режима дня. Спортсмены утверждают, что физические упражнения влияют на состояние духа, на мышление. Спорт – это наслаждение, согласие, гармония разума и силы. Спорт – это труд.

В здоровом теле – здоровый дух. В истинности сей крылатой фразы, наверное, каждый не раз убеждался на личном примере: при плохом самочувствии даже улыбаться нет сил, но стоит только начать делать элементарные вещи для избавления от болезненности или усталости – да, хотя бы, специально улыбаться – как практически мгновенно становится лучше. Верна и обратная зависимость: если человек плохо себя чувствует, то любое приятное событие, произошедшее в его жизни, непременно окажет позитивное воздействие на его самочувствие в целом. Да, физическое неразрывно связано с психическим! И, разумеется, укрепление своего здоровья и поддержка организма духовному развитию только способствуют. У людей, лишённых способности активно передвигаться, но стремящихся к развитию и желающих выздороветь, даже самые тяжёлые болезни протекают легче, чем у тех, кто от любого лёгкого недуга готов упасть и лежать на кровати, боясь пошевелиться. И, как следует из поведения, у последних нет ни малейшего желания развиваться.

Все мы, наверняка, встречались с таким выражением - "В здоровом теле - здоровый дух!" (на латыни «Mens sana in corpore sano»). Эта фраза приписывается Дециму Ювеналу, поэту времен Римской империи (1-2 века н.э.). Традиционное понимание данного выражения было, что сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благополучие. Однако, на самом деле мысль Ювенала была другой.

Ниже полностью фрагмент его произведения:

- Надо молить богов, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянии терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.
Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Эта фраза стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Эти авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что нужно стремиться к единому гармоничному развитию человека.

Намного ранее эпохи Римской империи, в древней Индии наука о врачевании - Аюрведа обозначила ключевые 4 компонента здоровья:

1) Здоровье физического тела . На этом уровне болезнь может менять свое расположение, в зависимости от степени ее развития.

2) Материальное благополучие . Сюда входят и работа, и счастье в семье, уважение в обществе, реализация собственных замыслов. Идя путем Дхармы (достойного выполнения предназначения), не ленясь, человек достигает материального успеха – Артхи и Камы – удовлетворения желаний.

3) Самодостаточность или самоопределенность . Когда человек осознает зачем он живет и кто он есть на самом деле (понимает свою духовную природу), он становится более спокойным, организованным и способным добиваться большего в жизни.

4) Ощущение ананды – блаженства . Когда человек живет в гармонии со своей природой, с окружающим миром он испытывает счастье здесь и сейчас. Он отдает свою любовь окружающему миру и взамен получает энергию любви, силы и мудрости от Вселенной.

И в наше время, во Всемирной Организации Здравоохранения определение здоровья записано следующим образом – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Болезнь (кроме генетически предопределенной, или иначе говоря, кармически жестко предопределенной) означает сигнал о неверной (в состоянии дисгармонии) жизни человека в целом(общение, работа, питание, мышление, режим дня и т.п.) или в какой-то определенной области(например, малая физическая активность или агрессивное поведение).

Поступки человека и его желания зависят от мышления.

Поэтому любая болезнь стремиться обратить внимание человека на определенные проблемы в его сознании, способе мышления и, соответственно, в поведении.

О взаимосвязях между конкретными проблемами физического тела и неверными установками в сознании или подсознании написано много глубоких книг (например, Рудигером Дальке или Луизой Хей). (от себя добавлю: Лууле Виилма)

Под болезнью, как сигнале о дисгармонии в мышлении или поведении, можно понимать не только недуги физического тела, но и какие-либо неблагоприятные ситуации: например - потеря денег, несчастный случай и т.п.

Люди со сложной кармой уже рождаются с глубокими проблемами на уровне здоровья физического тела. Хотя бывают и исключения, когда душа берет на себя определенную судьбу с заболеваниями, чтобы здесь «отмучиться» какое-то время и затем уйти в духовный мир, или, живя долго, быть примером для других – более здоровых, вдохновлять их на веру во Всевышнего, развитие, способность быть счастливым здесь и сейчас, не смотря на ограничения на физическом уровне.

По Аюрведе есть следующие ключевые причины заболеваний:

1) Оскорбление, унижение или неприятие собственной природы или природы другого человека, или в целом окружающего мира. Свое тело надо уважать, любить. На физическом уровне необходимо правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать упражнения и т.п. На психологическом и социальном уровне нужно уважать себя как личность, развивать свои способности и при этом уважать других людей, следить за своим общением, какую информацию мы потребляем. Оскорбляя другого человека (слово, сказанное вслух сильнее мысли, хотя и то и другое действует), вы тем самым запускаете механизм Кармы, по которому оскорбление вернется к вам.

2) Неуважение ко времени. Время – это один из проявленных аспектов Бога. Важно жить в гармонии со временем. Необходимо соблюдать режим сна, режим питания. На психологическом уровне необходимо научиться жить здесь и сейчас.

Большинство людей живут в сожалении о прошлом и в мечтаниях о будущем. На все эти размышления может уходить куча времени и тонкой энергии. Дыхательные техники, медитации успокаивают ум и позволяют вернуть его в настоящее. Лень или выполнение ненужных действий – это своего рода оскорбление времени данного нам в этой жизни для развития, работы и получения удовольствия. Отдыхать тоже нужно уметь. Есть люди, которые и на отдыхе не могут расслабиться.

3) Неправильное использование органов чувств. Эмоциональный дисбаланс и/или напряжение ума, вредные привычки, качества характера, порожденные страстью и невежеством. Чувства связаны с умом (Манасом). Им все время хочется чего-то большего. Многие люди вообще никак не могут контролировать свои чувства. Если нет удовлетворения на чувственном или эмоциональном уровнях, ум начинает беспокоится, что ведет к напряжению, а оно в свою очередь к заболеваниям.

Что же делать? Желания ума и органов чувств полностью подавлять или игнорировать нельзя – это крайность. Также крайность и полностью потакать своим органам чувств в стремлении наслаждаться безмерно всем, чем только можно. Вывод: нужно всегда стремиться к балансу.

Жадность, гнев и вожделение - три основных порока ведущих в ад. Худший вариант проявления данных качеств: агрессия и насилие.

Обидчивость - другой пример качества характера, которое в конечном счете ведет к болезням и на физическом уровне.

Вывод: мысли свои и проявления чувств надо отслеживать. И то, что мешает, надо с помощью специальных техник отпускать, поскольку - это не наша природа, а лишь продукт деятельности ума (а наша истинная личность - не ум, а душа).

Согласно тибетской медицине существуют три ключевых фактора, провоцирующие болезни: -недостаточность, чрезмерность и извращенность.

Например, расстройства нервной системы возникают от чрезмерной умственной нагрузки. Расстройства желчной системы (желчь, печень) - от чрезмерного употребления острой, раздражающей, горячительной пищи, а расстройства системы обменных процессов - от чрезмерного употребления высококалорийной пищи, бездеятельности, ожирения и т.д.

Состоянием, противоположным чрезмерности, является недостаточность.

Извращенность в образе жизни - это, допустим, дневной сон вместо ночного, употребление одновременно несовместимых видов пищи и т.п.

Из всего вышеперечисленного мы можем определить полноценное здоровье как наличие благополучия и гармонии на уровне физического тела, ума и душевного состояния.

Человек имеет сложную структуру. Однако, в ней можно выделить 3 ключевых компонента: душа, сознание и тело. Все они взаимосвязаны с помощью разных энергий между собой.

Душа сама по себе наделена только благостными качествами, она наполнена энергией безусловной любви, мудрости, связи с Всевышним. Душа вечна, наполнена знаниями обо всем и постоянно ощущает счастье.

На этом уровне нет и не может быть никаких болезней. Причинами болезней являются уровни сознания или физического тела.

Если человек не осознает свою истинную духовную природу, в его сознании доминирует Ложное Эго, которое обозначает самоидентификацию личности только с физическим телом, то душа неспособна активно проявиться в текущем воплощении. Соответственно, человек сам себя лишает связи с Высшими силами и энергиями благополучия, а значит и здоровья на разных уровнях.

И, наоборот, если в сознании человека главенствует Истинное Эго, которое позволяет воспринимать себя, свою личность, прежде всего как душу, и стремиться достойно выполнять свое предназначение на материальном уровне в данном воплощении, то будут больше проявлены качества души (например, любовь, мудрость, добродетель, смелость, трудолюбие, вдохновение, смирение, благородство) в мышлении и поведении. Это в свое очередь, даст больше поддержки от Высших сил на тонком уровне энергий (что проявится в увеличении вдохновения, мудрости, силы воли и активности), и, в конечном счете, усилит здоровье физического тела.

Важно подчеркнуть, что нужно параллельно работать над поддержанием формы на уровне физического тела и развитием сознания (в том числе, и прорабатывая темы, комплексы сидящие в подсознании, и мешающие двигаться вперед).

Возьмем пару примеров.

Допустим, человек молиться по несколько раз в день, читает духовную литературу, слушает полезные лекции, но при этом не делает никакие физические упражнения, питается когда и чем придется.

Или другой вариант. Кто-то усиленно занимается спортом, следует правильному режиму дня и питания, но при этом у него всё много напряжения, беспокойства о карьере или благополучии близких.

В обоих случаях получается дисбаланс в распределении тонких энергий, что неизбежно приведет в дальнейшем к сложностям в здоровье.

На самом деле, легко увидеть, насколько в правильном направлении мы движемся, становимся ли более здоровыми.

Ниже несколько объективных показателей комплексного выздоровления личности на разных уровнях:

1) Уход слабости, увеличение выносливости, жизненной силы.

2) Нормализация различных функций организма, правильный и регулярный режим сна, хороший аппетит.

3) Увеличение способности переносить погодные факторы, ранее быстро ухудшавшие состояние (например: шум, яркое солнце, ветер, и т.п.). Уменьшение аллергий и т.п.

4) Уменьшение страхов, общего возбуждения, вспыльчивости.

5) Уменьшение чувствительности к факторам, ранее вызывавшим возбуждение эмоций, гнев. Например, в разговоре с кем-то или при чтении новостей.

6) Восстановление желаний, жажды активности (например, работа с радостью, появление новых хобби, расширение круга общения, новые курсы обучения)

7) Большая успешность и легкость в выполнении дел; улучшение качества личных отношений, общения с близкими и коллегами на работе.

Всем нам, рано или поздно, в той или иной степени, приходится сталкиваться с определенными затруднениями в материальных делах, болезнями физического тела или осложнениями в психологическом состоянии из-за стресса. И естественно, необходимо прикладывать усилия для преодоления этих трудностей.

При этом помним, что устранение отдельных симптомов болезни на физическом уровне (например, кожного воспаления или болей в суставах) не означает полное исцеление, если не восстанавливаются в целом другие компоненты в состоянии или жизни личности. Болезнь (как показатель дисгармонии в сознании, поведении), когда не устранены ее корни на более глубинном ментальном уровне, просто воплотится в другую форму или перейдет на другой орган (станет новым заболеванием с новыми симптомами).

Для ускорения процесса выздоровления нужна работа над своим характером и также в этом помогает духовные практики (молитвы, мантры, медитации, дыхательные упражнения, йога и т.д.).

С возрастом, у каждого появляются неизбежные ограничения в чем-то на уровне возможностей тела, однако ни у кого из нас нет ограничений в плане развития своего сознания, усиления связи с Всевышним. Никто не мешает нам становиться более любящими, вдохновленными, трудолюбивыми людьми, расширяющими свой кругозор с помощью знаний.

Мы можем, находясь в любом состоянии, находить способы как проявлять качества души (качества Саттвы - благости).

Периодически мы обращаемся за содействием к кому-то для облегчения собственной ситуации. Нам помогают врачи, физиотерапевты, психологи, целители, духовные учителя и т.д.

Вместе с этим, надо четко осознавать свою собственную ответственность за свою судьбу. Сам человек должен работать со своим сознанием и своим телом. Мы не можем переложить эту работу на кого-то другого, или использовать энергию наработанную кем-то для бесконечной подпитки себя любимого. В конечном счете, качество этой энергии будет все равно другим.

Только в ответ на прикладываемые нами самими усилия, Высшие силы могут, в качестве милости, помочь нам существенно улучшить свое состояние.

Тогда и приходит ощущение легкости в теле, радости в общении, успешности в выполнении дел.

И, действительно, можно сказать у этого человека "здоровый дух и здоровое тело"!

«Mens sana in corpore sano») - крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: поддерживая тело здоровым, человек тем самым поддерживает в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Децима Юния Ювенала , ок. 61- ок. 127 (Сатира Х, строка 356).
Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте

Órandúm (e)st ut sít mens sán(a) in córpore sáno.
Fórtem pósc(e) animúm, mortís terróre caréntem,
Quí spatiúm vit(ae) éxtrem(um) inter múnera pónat
Náturáe, qui férre queát quos cúmque labóres,
Nésciat írascí, cupiát nihil ét potióres
Hérculis áerumnás credát saevósque labóres
Ét Vener(e) ét cenís et plúma Sárdanapálli.

(Перевод Д. Недовича и Ф. Петровского)

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Что в состояньи терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала.

(перевод Ф. А. Петровского):

Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь -
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, -
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

Orandum est, ut sit mens sana in corpore sano [орандум эст, ут сит менс сана ин корпоре сано] - Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом.

Фраза Ювенала стала популярной после того, как её повторили английский философ Джон Локк (1632-1704) и французский писатель-просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778). Все авторы исходили из того, что наличие здорового тела отнюдь не гарантирует наличие здорового духа. Напротив, они говорили о том, что должно стремиться к этой гармонии, поскольку она в реальности встречается редко. Иносказательно о стремлении к гармоничному развитию человека.

Таким образом, традиционное понимание этого крылатого выражения является полной противоположностью изначально вкладываемого в него смысла: люди воспринимают вторую часть в качестве следствия из первой. Правильнее было бы говорить о том, что автор данного изречения стремился сформулировать мысль о гармонично развитом человеке, которому присуще и то, и другое.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:
error: