Консультации в доу психолога. Консультации психолога для родителей в детском саду. Что же делает психолог в ДОУ

Очень важен для последующего формирования его личности. Именно в этом возрасте малыш получает первые навыки самостоятельной жизни, старается выйти из-под полного контроля семьи, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Детское образовательное учреждение – это первый шаг к взрослой жизни. И, конечно же, на этом пути возникают трудности по адаптации к новому окружению, раскрываются новые черты характера, могут появиться определенные проблемы в отношениях ребенка с родителями и окружающими.

В таких случаях родители возлагают большие надежды на педагога-психолога ДОУ. В большинстве случаев эти надежды вполне оправданы, хотя иногда бывают завышены. В любом случае консультации психолога для родителей в детском саду очень важны, так как помогают детям, их мамам и папам найти общий язык, помогают решить возникающие у малыша проблемы, причины которых практически всегда находятся в его семье.

Давайте сегодня на этой странице www.сайт уделим внимание этой очень нужной профессии и поговорим подробнее о работе психолога детского сада.

Основные принципы работы педагога-психолога ДОУ

В условиях современной жизни, когда многие родители заняты решением экономических проблем своих семей, у них практически не остается времени на воспитание, личностное развитие своих детей. Им некогда вникать в тонкости возрастных особенностей, индивидуальных качеств ребёнка, поэтому воспитание осуществляется не задумываясь, вслепую, на уровне интуиции. Это, естественно, не может принести положительных результатов, поэтому возникает взаимное недопонимание, трудности в общении.

Очень часто причинами взаимного непонимания становятся ошибки в воспитании. Но они не так страшны, как нежелание их замечать, признавать, исправлять. Некоторые мамы и папы вообще самоустраняются от процесса , так как считают, что этим должны заниматься педагоги.

Но нужно понимать, что работа педагога-психолога не может быть эффективной без участия семьи. Каждый детский психолог вам объяснит, что у детей не бывает собственных психологических проблем. Все их проблемы – это отражение проблем родителей, трудности во взаимоотношениях членов семьи. Именно поэтому необходимо проводить работу именно с близкими родственниками, постепенно меняя их взгляд на воспитание ребенка, отношение друг к другу. Только так можно помочь решить психологические проблемы их сына или дочери. На осознание родителями этих истин и направлены консультации психолога в детском саду.

Чтобы повысить эффективность такого общения, специалист использует различные средства, формы работы, применяет свои профессиональные знания, привлекая к своей деятельности опытных коллег.
Цель его работы – помочь родителям переключить внимание с отдельных качеств, проблем ребенка на всю личность маленького человека в целом.

Это поможет воспринимать малыша таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами. Родители должны перестать акцентировать внимание только на его недостатках и начать развивать его положительные качества, способности, таланты. Психолог объяснит маме и папе почему их малыш ведет себя так, а не иначе, поможет понять психологические проблемы, характерные для его возраста, которые очень часто начинают проявляться с началом посещения детского сада.

Консультация психолога для родителей дошкольников - это возможность для папы и мамы понять и скорректировать свое поведение во благо психики их ребенка. Потому основная часть работы лежит на родителях.

Основные направления работы психолога

Познавательное :

Задача этого направления – с помощью консультаций дать родителям как можно больше знаний о психологических особенностях возраста их малыша, помочь в вопросах воспитания.

К этой работе помимо психолога обычно привлекается музыкальный руководитель ДОУ, педагог по физической культуре, медицинский работник. Такая совместная деятельность очень важна, так как обеспечивает педагогическое сопровождение семьи весь период дошкольного детства, а также, что очень важно, делает родителей равноправными, равноответственными участниками всего педагогического, образовательного процесса.

Наглядно-информационное:

Это важное направление представляет собой наглядные пособия, стенды на определенную тематику, родительские уголки, где представлены консультации психолога для родителей. Темы могут быть представлены разные, например: «Какие игрушки нужны?» «Особенности развития ребенка 5-6 лет», «Почему ребенок лжет?», «Как отучить ребенка жадничать?», «Чем, как занять ребенка дома?» «Простые игры на внимание», «Распространенные » и т.д.

Родительские уголки – наиболее востребованная, простая, очень эффективная форма работы с мамами и папами. Наглядная информация позволяет донести до взрослых важную информацию в понятной, доступной форме, помочь им разобраться с возникающими проблемами, а также ненавязчиво напомнить о своих обязанностях, вспомнить об ответственности.

Досуговое :

Это самое популярное, привлекательное направление, хотя и самое трудное по организации. Но все трудности оправданы, так как совместный досуг является самым эффективным способом наладить взаимоотношения внутри семьи. Коллективные досуговые мероприятия позволяют часто увидеть проблему семейных взаимоотношений изнутри, посмотреть, как происходит взаимодействие между членами других семей, а, значит, приобрести новый опыт взаимодействия как со своим ребенком, так с родителями других детей.

Вот некоторые темы которые может затронуть консультация детского психолога-педагога:

1. Воспитание и развитие личности ребенка
2. Формирование коммуникативных навыков общения у детей
3. Нарушение поведения у детей и подростков
4. для мальчиков, девочек. Непропорциональная Барби - хорошая кукла для ребенка?
5. Трудовые и навыки самообслуживания ребенка
6. Социальные и бытовые навыки у детей
7. Проблемы воспитания детей в семье
8. Влияние компьютера на здоровье и развитие ребенка
9. Как правильно, можно и нельзя наказывать маленького ребенка
10. Влияние телевизора на здоровье взрослого человека и ребенка
11. ВСД - симптомы и лечение у детей
12. Воспитание близнецов в семье
13. Гиперактивность и дефицит внимания у детей
14. Нарушение внимания и памяти у детей младшего школьного возраста
15. Астено невротический синдром у ребенка - лечение, симптомы, причины
16. Виды наркомании и токсикомании
17. Страх темноты у детей
18. Какие бывают ? Как избавиться от фобии страха?
19. . Снятие и коррекция агрессии.
20. Повышенная тревожность: симптомы и причины
21. Дефекты психического развития, виды
22. Сохранение физического и психического здоровья детей
23. ?

В заключение, нужно отметить, что работа психолога по организации работы с семьями воспитанников очень сложна. Она не имеет каких-то готовых рецептов, технологий. Успешность такого взаимодействия часто зависит от интуиции, терпения, опыта специалиста. Чтобы детский психолог стал профессиональным помощником семьи, необходимы понятные, своевременные индивидуальные консультации для родителей, совместные занятия, обучающие программы, наглядные пособия.

Необходимо наладить контакт, установить понимание, доверие между психологом и семьей воспитанника. Именно такие доверительные отношения, которые складываются на первом этапе поступления малыша в детский сад, помогают маме и папе установить взаимопонимание со всеми педагогами ДОУ. А самое главное, помощь педагога-психолога помогает своевременно, деликатно и эффективно решать проблемы, возникающие при воспитании малыша. Папе и маме стоит также все время помнить о том, что консультация психолога в доу для родителей дается именно им для того чтобы они после осознания своих ошибок воспитания и поведения принялись за грамотное их исправление.

Светлана, www.сайт
Google

- Уважаемые наши читатели! Пожалуйста, выделите найденную опечатку и нажмите Ctrl+Enter. Напишите нам, что там не так.
- Оставьте, пожалуйста, свой комментарий ниже! Просим Вас! Нам важно знать Ваше мнение! Спасибо! Благодарим Вас!

На консультацию к педагогу-психологу детского сада мамы и папы приходят с самыми разными вопросами. На нашей страничке мы разместили ответы на самые распространенные вопросы родителей.

1. Шпаргалка для родителей.

Что делать, если ребенок...

Дерется, ... слишком много капризничает и плачет, ... часто устраивает истерики, ... испытывает страхи, ... ябедничает, ... часто обманывает, ... упрямится, ... ворует, ... злой и жестокий.

А так же если вам не нравятся черты характера вашего ребенка или вы хотите вырастить успешного ребенка, то...

Вам обязательно пригодится наш материал

2. Телевизор - друг или враг?

Что делать, если ваше чадо слишком много времени проводит за просмотром телевизора или перед монитором компьютера, подскажет консультация ".

3. Играть или учить?

Что важнее для развития ребенка: игра или обучающая деятельность? Как часто родители, стремясь обеспечить своего ребенка самым лучшим образованием, забывают о такой важной составляющей детской жизни как игра. Наша консультация расскажет, почему нельзя заменять игровую деятельность учебной.

4. Маленький врунишка.

Ребенок говорит неправду. Что это: безобидная детская фантазия или продуманная ложь? Поможет разобраться в столь щекотливом вопросе материал , а так же консультация

5. Правильно ли я воспитываю ребенка?

Этот вопрос часто задают себе молодые родители. В консультации рассматриваются основные стили воспитания и их влияние на развитие детей.

6. Памятка

Так же предлагаем познакомиться с материалом

7.

Сборник консультаций для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду.

8. родителям агрессивных детей

Что делать, если все вокруг жалуются на агрессивное поведение Вашего ребенка? Или, может быть, Вы сами замечали, что ребенок порой очень бурно реагирует на различные ситуации? Что делать и как быть - ответы найдутся в наших рекомендациях.

9. Гиперактивные дети

Гиперактивные дети - дети, требующие особого подхода в воспитании. Узнать немного больше об особенностях гиперактивных детей и как с ними общаться помогут наши консультации и .

10. Раннее развитие

Многие родители стремятся дать своим детям хорошее образование с самого раннего возраста. Но так ли важно и нужно раннее развитие? Ответ ищите в консультации

11. На пороге школы

Очень много вопросов возникает у родителей будущих первоклассников. Развеять все тревоги и сомнения поможет цикл консультаций для родителей будущих первоклассников: , .

12. Кризис семи лет

Семь лет - переходный этап в жизни ребенка, который таит в себе различные секреты. Разобраться, что такое кризис семи лет и как реагировать на изменения в ребенке помогут консультации ,

13. О наказаниях

Консультация педагог-психолога для воспитателей детского сада:

Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности базируются на развитии познавательной активности дошкольников, что, в свою очередь, предполагает включение в деятельность с детьми комплексов упражнений, психологических игр, разных задач на сообразительность, которые расшатывают психологическую инерцию, меняют стереотипы мышления, формируют, прежде всего, человека, который умеет мыслить.

Сегодняшние дети требуют, чтобы их не учили, а чтобы с ними играли, позволили фантазировать, чувствовать себя свободно, раскованно. И именно поэтому, готовясь, каждый раз к занятию, следует чувствовать в себе не взрослого воспитателя, а оживленного, активного, желающего познать интересный и незнакомый мир ребенка.

Детям необходимо что-то загадочное, полное неожиданного, сказочное. А что может быть сказочным в сказке? Именно с нее и следует начинать, ею заинтересовывать, с ней «дружить», ведь ничто в мире так не любят дети, как сказку.

Они есть в каждой семье. У каждого ребенка есть любимая книга со сказками, любимая сказка, любимый сказочный персонаж. В сказках есть много познавательного: первые представления о времени и пространстве, природе, предметном окружающем мире, чувствах. Сказки позволят малышу впервые почувствовать храбрость, смелость, увидеть добро и зло... Большинство сказок имеют хороший конец, но существуют сказки жестокие, которые демонстрируют разные негативные моменты. Мы легко в этом убеждаемся, рассказывая о том, как лиса ест Колобка, как сестры обижают Золушку, как тяжело жилось Иванушке-дурачку. В детском саду и дома сказки предлагают дошкольникам в виде чтения, рассказывания, пересказа, драматизации и др. Но в таком виде, по нашему мнению, сказки не полностью используются для развития воображения, мышления, речевого творчества, активного воспитания добрых чувств у детей.

Интересные методы работы над сказкой в свое время предложил Дж. Родари. Предлагаем их толкование:

1. Коллаж из сказок (можно с иллюстрациями, а можно и без) - перепутывание ситуаций, сосуществования героев из разных сказок.

2. Спасательные ситуации в опасных для героев ситуациях - нахождение выхода для любимых героев (например, лисичка не съела Колобка, потому что внезапно чихнула, а Колобок тем временем выскочил и покатился дальше)

3. Изменение ситуаций в знакомых сказках - похожий метод с предыдущим, но речь идет не о спасении героев, а просто об изменении сюжета на усмотрение ребенка (например, сказка «Волк и семеро козлят» - волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения; сказка «Гуси-лебеди» - на пути девочки встречается волк; сказка «О рыбаке и рыбке» - рыбка изъявила желание сама встретиться с бабой и т. д.).

4. Сказки по-новому - метод, который поможет взглянуть на знакомые вещи иначе (например: «Золушка» - девочка ленивая и злая, «Красная Шапочка» - хороший волк,)

5. Цветные сказки - «Сказки о волшебных сказках». Особенно целесообразно при изучении цветов (например, каждая краска живет в волшебном дворце, гостят друг у друга, в конце концов образуются новые оттенки, а иногда - совсем неожиданные цвета. Фантазируя, следует соблюдать правила: во дворце каждой краски все должно быть окрашено только в ее цвет)

6. Сериал в сказке - создание новых сюжетов любимых сказок, с любимыми героями (например, сказка «Колобок»: 1-я серия - традиционная сказка, 2-я - как спасти Колобка, 3-я - Колобок попадает в цветную страну и меняется, 4-я - у Колобка появляется нос Буратино, 5-я - у Колобка есть подружка б-я - моя сказка про Колобка)

7. Из сказки - в задачу! - на основе знакомых сказок создаются интересные задачи с математическим, логическим содержанием (например, по мотивам сказок «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Колобок» и др.)

8. Сказка - из задачи - модель начала сказки - содержание веселой, интересной для детей задачи (например, задача:

Барсучиха-бабушка напекла «оладушки»,

Угостила пять внучат, очень славных барсучат.

Два внучка не наелись, с ревом блюдцами гремят.

Посчитайте очень быстро.

Сколько барсучат ждут добавки и молчат?

Начало сказки: решили барсучата уйти от бабушки и искать счастья в мире...)

9. Сказка - из считалочки - после разучивания, неоднократного использования во время подвижных игр. Предлагаем детям загадку, как начало новой сказки, которая идет от содержания считалки. (Например:

Катилось яблочко мимо сада,

Мимо сада, мимо пруда,

Кто поднимет, тот и выйдет..

Но яблочко было не простым, а волшебным: оно меняло характеры героев сказок. Первым ему попался навстречу...)

10. Гороскоп и сказка - используют во время ознакомления детей со знаками Зодиака, определение зависимости особенностей характера человека от знака, под которым он появился на свет. Чтобы детям было доступнее, переносим данные на персонажей сказок (например: Колобок из одноименной сказки. Представим, что Колобок по знаку Зодиака - Лев и решил вести себя в соответствии с этим знаком.

Характерные особенности Льва (Возможны изменения в поведении Колобка)

Надоело Колобку катиться по дорожке. Он лег под кустом и заснул, проснулся и решил жить на этой полянке.

Он умный, любит властвовать.

На этой полянке Колобок стал царем всех маленьких животных и насекомых.

Сообщить детям, что герои сказки по каким-то причинам спрятались (просто играют, или их заколдовали).

В случае изменения местами героев или других знаков - меняется сюжет сказки.

11. Моделирование сказок (по схемам-моделями, по знакам, по геометрическим фигурами).

Конечно, не каждую сказку следует «дорабатывать», искажать и дополнять, но эти методы можно и нужно использовать, когда возникает потребность решения определенной проблемы или ситуации. С помощью сказки можно провести занятие морально-этического характера, развить мышление или воображение дошкольников, знакомить с вопросами экологии, экономики, народоведения, безопасности жизнедеятельности, решать математические задачи, изучать цвета...

Направлений может быть множество и все они будут направлены на развитие интереса, познавательной активности у детей при различных видах занятости.

Что делает психолог в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом - это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.

Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса - педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят , часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов - это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Цель работы психолога в ДОУ - сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Задачи

  • Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
  • Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно - развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
  • Повышение психолого - педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка

Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:

1. Оказание психологической помощи детям:

  • Психологическое сопровождение ребенка

2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:

  • по проблемам развития
  • Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно - развивающей работы
  • по вопросам воспитания и развития детей

3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:

  • Консультирование и информирование педагогов по психологическим вопросам воспитания и развития;
  • Взаимодействие с другими специалистами

4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам

В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Что же делает психолог в ДОУ?

Возрастная группа Что делает психолог?

I младшая группа

(2 - 3 года)

  • сопровождение процесса адаптации, наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка
  • ведение совместно с воспитателем группы и медсестрой
  • , беседы, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения
  • по вопросам адаптации ребенка
  • консультации с педагогами группы по нормализации адаптационного периода

II младшая группа

(3 - 4 года)

  • уровня развития ребенка (по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). Проводится с целью раннего выявления отклонений в развитии
  • индивидуальные по результатам диагностики, рекомендации по развитию ребенка.

средняя группа

(4 - 5 лет)

  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • индивидуальная диагностика уровня развития ребенка по запросу логопеда для ПМПК

старшая группа

(5 - 6 лет)

  • ребенка по запросу педагогов или родителей.
  • индивидуальные по результатам диагностики.

старшая группа

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(5 - 6 лет)

  • уровня развития ребенка.
  • индивидуальные по результатам диагностики.
  • консультации с педагогами группы по организации дополнительной индивидуальной работы с ребенком
  • (индивидуально или в малых группа по 3-4 ребенка)

подготовительная группа

error: