Для чего нужен духовный отец. Обязательно ли иметь духовника? А какое основание может иметь под собою эта ревность

Протоиерей Олег Мельничук: «Бывает, свою семью родную забудешь помянуть, но о тех, которых Господь тебе вверил, всегда помнишь».

– Духовное наставничество и воцерковление – это единый процесс или есть разница между этими священнодействиями?

– Духовное наставничество – это главный механизм, главное духовное делание на пути к воцерковлению. Воцерковление – сам процесс вхождения в жизнь Церкви. Они имеют как общий, так и глубоко индивидуальный характер. Для некоторых людей достаточно одного слова, чтобы они пошли в Храм, а для других нужно отдать всего себя, посвятить лет десять, чтобы они приняли в сердце Бога, по-настоящему поверили. Порой священнику нужно «себя распять», чтобы человек пришел и увидел Христа… Особенно, если человек обладает какими-то особенными способностями или же имеет иной социальный статус.

Заметьте, воцерковление – это введение человека в Церковь, не к подсвечнику, а к святой Чаше, к Самому Иисусу. Огромный труд составляет достучаться до сердца такого человека. Если нет духовного наставничества в процессе воцерковления, человек рискует стать не православным, а «православнутым». В этом огромная опасность для человека, его семьи.

– О духовном наставничестве много говорят и пишут. Кто такой духовный наставник?

– Почему православие универсальное в своей сущности? Почему оно правильное? Потому что существует неоценимый институт – духовничество. Как сказал Лука Афонский: «Духовник – это человек, который выстраивает берега, направляет и регулирует скорость вашего и семейного корабля по житейской реке». Духовник предохраняет корабль от крушения, направляя его по безопасному пути.

– Духовник семьи – кто и зачем он?

Семья – это целый мир, который состоит из множества других миров: мир мужа и жены, мир детей. Легче достучаться до женщин, потому что у них более тонкий душевный строй. Они более сердечны. Ведь вера – это делание сердца, а потом лишь ума. Женщина играет основную роль в процессе духовного становления, она духовный локомотив всей семьи. Духовник же определяет рейсы для локомотива и всего состава. Нет духовника – нет пути, нет движения. Семейный духовник имеет особенные отношения с семьей в целом, и с мужем и женой, и детьми отдельно.
Почему раньше в знатных семьях был семейный духовник? Потому что каждый член семейства имеет свои индивидуальные потребности, нужен взгляд со стороны для всей семьи.

Семейный духовник живет категориями двух воль: Божией волей и волей своего чада. Очень часто духовник может выступать в качестве психолога, психиатра, друга. Бывает, что духовник объясняет, а семья не соглашается. Настаивать нельзя, не следует нарушать свободу выбора. Если же не слышат, нужно время. Свою миссию духовник уже исполнил, дал совет.
Духовное руководство – не власть, это самопожертвование. Духовник – это председатель суда присяжных, людей авторитетных и наблюдающих за процессом.

– Все ли зависит от духовного наставника? Что важно не упустить?

– Очень важно доверие к духовнику. Это основа. Доверие – это первая ступень к вере. Между семьей и духовником всегда происходит духовное сожительство. Духовник, который отдает себя, живет духовным чадом. Но здесь другой вопрос возникает – о границах духовничества.

Любовь безгранична. Но должно быть место для самосохранения. Когда ты живешь, отдаваясь на 110%, что остается для себя?! Опыт? Да. Стяжание благодати Святого Духа? Да. Жизнь в Боге и просвещение того, что будет в этой семье через три, четыре, пять лет? Да. А когда семья не желает слышать, то тогда применима следующая духовная формула: правильное решение то, которое приняла сама семья, а не то, которое советовал духовник. Духовник готов предложить истинный, правильный путь. Ручеек, который имел неправильное течение, преобразовался в лужу и со временем превратился в целый пруд, море…

– Найти настоящего духовника непросто, особенно в наше время. Можно ли распознать ложного наставника?

– Уверен, что ложного духовника человек сразу почувствует. Настоящий духовник способен любить по-настоящему, отдавать любовь и проявлять мудрость ко всей семьи в целом и к каждому члену семейства в отдельности. Любовь дается не по щелчку, она стяжается возле Престола Божьего, ночью, днем, на службах и в бытовой жизни. В деле поиска духовника должно работать сердце через молитву, так как сердце более совершенно в деле познания.

– Если человек нашел духовного наставника, молится о послушании. Как не потерять наставника?

– Молиться – это значит вести диалог с Богом. Плод молитвы – смирение. Корень смирения – мир, пребывание в мире. За смирением приходит и послушание. Основа слова послушания – слушание, слух, т. е. нужно слушать, слышать. Если есть в человеке мир и слух, значит он способен слышать рупор.

Отношения со своим духовником надо беречь, потому что он показывает волю Божью, путь семейного счастья. Семейный наставник придает форму семейной жизни и наполняет ее особой атмосферой. Духовник никогда не может совершить Литургию, не помянув своих чад. Бывает, свою семью родную забудешь помянуть, но о тех, которых Господь тебе вверил, всегда помнишь.
Очень важно, чтобы была взаимность. Нет взаимности – нет и духовной совместной перспективы.

Беседовали Наталья Горошкова и Юлия Мягкая

Фото со страницы о. Олега Мельничука в Facebook

Вопрос о духовнике — один из самых часто задаваемых в Церкви. Только формулируется он очень различно. Кто−то считает, что наше время настолько бедственно, что нет священников, достаточно опытных для того, чтобы служить кому бы то ни было духовными наставниками. Иные, напротив, полагают, что без духовника и спастись−то невозможно. Других интересует вопрос сугубо практический: как найти духовника? На наш взгляд, тема духовничества — важнейшая в современной церковной жизни, нуждающаяся в обсуждении в различных ее аспектах. Но начинать разговор на эту тему, кажется, лучше с самого первого вопроса: а зачем вообще нужен духовник? Ответив на него, проще будет отвечать и на прочие вопросы.

Александр Леонидович Дворкин, богослов, ведущий специалист по сектоведению, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г. Москва:

— Духовник — это священник, у которого мы регулярно исповедуемся, который хорошо знает наши духовные проблемы и наши жизненные обстоятельства. Соответственно, для нашей исповедной практики и для серьезной христианской жизни лучше, конечно, ходить к священнику, который уже знает наши проблемы и может посоветовать, как их решить. Но, вместе с тем, конечно, наличие духовника не является условием спасения. Бывает, что у человека нет постоянного духовника по тем или иным причинам, но тем не менее это никак не значит, что без духовника этот человек спастись не сможет или вовсе пропадет. Просто наличие духовника — это большая помощь человеку, стремящемуся вести серьезную духовную жизнь, а без духовника — все это может быть намного сложнее.

Но у меня, в общем-то, на всех этапах моей жизни были замечательные духовники, которые мне оказывали необходимую духовную помощь, особенно учитывая то дело, которым я занимаюсь. Такое особое благословение Божие, что у меня действительно были всегда хорошие духовники, поэтому трудно себе представить, как бы я справлялся без них. Хотя были ситуации, когда, скажем, я жил в Германии, а мой духовник — в Америке, поэтому получалось так: я исповедовался у священника в храме, в который ходил, но по всем важным вопросам,— они не так часто, но раз в пару месяцев возникали,— я просто звонил своему духовнику и советовался с ним.

А помощь духовника — это молитва, которая защищает, советы по важным вопросам, которые он мне дает.

Михаил Мчедлишвили, художник-иконописец, член Творческого Союза Художников России, г. Москва:

— Я думаю, что духовник нужен для того, чтобы человек не блуждал впотьмах в поисках правильных жизненных решений. Духовный руководитель, узнав личность человека, может более спокойным и коротким путем духовно направить его, чтоб он нашел в сердце своем Бога и любовь к людям, чтобы шел по жизни с минимальными житейскими потерями. Духовник особенно необходим в наше нестабильное время, когда так мало от нас зависит, когда человек все время колеблется, сомневается, как ему верно поступить. А если есть у чада к духовнику доверие, благоговейное отношение и желание исполнять его благословения, тогда ощутимо упрощается его жизнь, он много ненужного отбрасывает, и главным образом — сомнения.

Из житий святых мы знаем, что были такие подвижники, например, преподобная Мария Египетская, которые и без духовного руководства достигли святости. Но это, конечно, исключительные случаи, и лично мне об этом очень трудно говорить, потому что я сам не смог бы обойтись без духовного наставника. Думаю, что вообще вряд ли современному человеку можно без духовника, но большая сложность в том, чтобы его найти. И это, судя по тому, что пишут, допустим, в Интернете, составляет проблему для людей: несмотря на нынешнее изобилие священников, трудно найти такого, который сможет окормлять по-настоящему. Могу сказать, что у меня было несколько духовников прежде, чем обрел своего нынешнего духовного руководителя.

В чем разница жизни с духовником и без духовника? А это я вижу по некоторым своим знакомым, как им тяжело без духовника, они столько шишек набивают себе. Им советуешь, что надо обязательно найти духовника, довериться полностью, потому что все наши планы, действия очень ошибочны, шатки, нестабильны, и нужен человек, который сможет направить нашу жизнь, опираясь на свой духовный опыт. Но люди на себя больше надеются, на свои житейские знания, хотя, если разобраться, зачастую они очень неверны, потому что основаны на собственной гордыне.
Но есть еще один аспект: если духовник находится далеко. Вот я живу в Москве, а мой духовник — в Тбилиси. Думаю, некоторые люди заблуждаются, считая, что духовника надо посещать часто, обращаться к нему с каждым вопросом, все время быть у него в поле зрения. А мне кажется, что если человек внимательно прислушивается к словам духовника, обращенным к нему или даже к кому-то другому, то он имеет очень большой фактический материал, и у него все время идет диалог с духовником, все время он несет образ батюшки в своем сердце, и общение не прерывается, несмотря на расстояние.

А помощь духовного отца заключается, естественно, в первую очередь, в его молитве. И я чувствую ее почти на физическом уровне. То есть все эти состояния спадов, конечно, и сейчас есть, но тем не менее, если батюшка служит литургию или молебен, у меня всегда есть маленькая надежда-уверенность, что, может быть, он и меня помянет. Это уже радость и укрепление духа. И потом большая радость вообще в том, что он есть в жизни моей и моих близких: с ним общаются также и супруга, и сын, и дочь, и внуки. Он знает нашу жизненную ситуацию, знает всю нашу историю, а мы к нему духовно «прилеплены». Уверен, что настоящий духовник для своего чада желает больше, чем чадо для самого себя.

Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», г. Москва:

— Считаю, что духовник человеку нужен, прежде всего, для того, чтобы путь человека к Богу был, если можно так сказать, более безопасным. Потому что очень часто бывают такие ситуации, которые может спасти только мудрый духовник. Особенно это актуально для современного человека,— хотя, может быть, и не только, но что для современного, то об этом я могу свидетельствовать и своей жизнью, и жизнью моих знакомых. Вообще, в любом деле необходим наставник, учитель, поэтому всегда проще, когда и в духовной жизни есть руководитель,— очень многих ошибок тогда удастся избежать. Точнее, дело даже не в том, чтобы совсем не совершать ошибок — без них не обойдешься, а в том, что если есть духовник, то он как бы проходит эти ошибки вместе с человеком, и это очень важно. Роль духовного отца можно сравнить с ролью отца в семье. Аналогично и в духовной жизни.

Ну а можно ли без духовника обойтись? Думаю, в принципе можно, потому что в деле нашего спасения нельзя обойтись только без Христа. Другое дело, нужно ли обходиться? Конечно, без духовника, настоящего духовника, человеку намного сложнее. Вместе с тем, если в вопросе подразумевается, можно ли в принципе спастись, не имея духовника, то, конечно, думаю, ответ будет положительным.

А вообще, в вопросе поиска, обретения духовника, как и в вопросе взаимоотношений с ним, очень важно, на мой взгляд, избежать двух крайностей. С одной стороны, некоего самомнения: «я все могу решить сам». Полагаю, что такая самость, конечно, неправильна, так как она может завести далеко, поэтому если есть священник, к которому человек может обратиться как к духовнику, то лучше пусть обратится. Другая крайность — это стремление найти человека, на которого можно переложить всё. Когда: «Батюшка, благословите покушать, благословите сходить в лес погулять, благословите, благословите, благословите….». И это ведь не шутки — я лично знаю такое отношение к духовнику. Когда люди, прочитав несколько трудов по аскетике и узнав о монашеской практике ежедневного исповедания помыслов духовному отцу, во что бы то ни стало стремятся найти духовника, а найдя, считают, что теперь они могут ему звонить каждый день, задавать множество несущественных вопросов, заставлять решать бытовые вопросы своей семьи. А ведь, в общем-то, на самом деле современному светскому человеку даже невозможно глубоко понять, что это такое,— жить в полном послушании духовнику. Мне кажется, что это две крайности, и, кстати, эта вторая крайность может стать опасной тенденцией со стороны самого духовника; это то, что называется «младостарчество»: когда духовник считает, что он должен и имеет полное право руководить волей своего духовного чада в каждую секунду его жизни и во всех вопросах, включая бытовые и проч.

Мне довольно легко сравнить жизнь с духовником и без него, потому что я был в принципе воспитан в системе «учитель — ученик». Вообще-то, это нормальная система человеческих взаимоотношений в разных областях бытия, а не только в духовной сфере: когда человек на определенном этапе своей жизни, или даже всегда, по отношению к кому-то находится в положении ученика. В этом смысле — со своими, конечно, особенностями — вполне можно сказать, что духовное чадо по отношению к духовнику — это ученик по отношению к учителю. Лично для меня такое состояние естественно и я как раз его всегда искал. И хотя никогда истерической постановки этого вопроса не было: «А что же мне делать, если я в течение ближайшего месяца не найду духовника?! Как же мне дальше жить?!», но стремление найти духовника всегда было естественным для меня.
Другое дело, что тут есть еще одна опасность,— если говорить о крайностях,— когда ты ищешь человека, который тебе просто удобен. Кстати, пройти между Сциллой младостарчества и Харибдой либерального «всегоразрешения» — в этом и есть искусство любой жизни, в том числе и духовной, и оно не регламентируется никакими универсальными правилами. Но, конечно, проще тем, кто является сторонником существования авторитетов, «маяков»,— на которых можно равняться. И я это считаю нормой жизни.

Например, у меня был такой опыт обретения духовника. Я пришел на исповедь, и хотя это была не первая моя исповедь, но, скажем так, начальный опыт, поэтому и отношение к ней было еще специфическое, я бы сказал, преднеофитское. Священник мне задал вопрос о грехе, который я не собирался исповедовать, считая, что это что-то очень личное, что об этом говорить нельзя. Он мне задал этот вопрос, а я в ответ просто заплакал — опустил голову и заплакал. И вдруг услышал, что он плачет надо мной. И тогда я понял, что у меня появился духовник.

Отвечая на вопрос, в чем я получаю помощь от духовника, могу сказать, что самым главным для меня является то, о чем я когда-то услышал от одного замечательного священника: очень важно, чтобы пастырь мог вдохновлять. И мой духовник — это человек, который, безусловно, вдохновляет и очень помогает в ситуациях того самого «окамененного нечувствия», в которые ты периодически попадаешь. Вдохновляет, потому что всегда указывает путь ко Христу. При этом именно не заслоняя Христа, а показывая Христа; своей жизнью своими и молитвами. Это — истинная и очень сильная помощь в самые тяжелые моменты, когда человек проваливается в кажущуюся бессмысленность окружающей жизни.
И, наконец, главное, как мне кажется, в этом вопросе очень точно выразил священноисповедник Роман (Медведь): «Задача пастыря - так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро…».

Священник Алексий Тимаков, клирик храма во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново, г. Москва, постоянный автор журнала «Альфа и Омега»:

— Мы окунаемся в духовную жизнь, как слепые котята, и, безусловно, нам нужен руководитель, человек, имеющий опыт в поиске Бога. Самое важное качество духовника — это его способность и возможность молится, предстательствовать за другого, за тебя, просить пред Богом. Любой священник, исповедующий человека, предваряет чин Покаяния молитвой. Тем самым утверждается Божие присутствие на Исповеди, и Его активное в ней участие, и бессилие человека в столь серьезном духовном делании. Вне зависимости от своих моральных или интеллектуальных качеств, батюшка иногда такое скажет, что вопрошающий удивляется: «Как же много этим открыто!». По своему внутреннему уровню священник сам сказать такого не мог, но молитва делает возможным передачу от Бога того, что необходимо услышать конкретному человеку. Духовник, священник, если можно так сказать, по долгу своей службы обязан молиться, вычитывать правила — худо ли, бедно ли это у него получается, но он все равно это делает, готовится к литургии, поминает тех, кто просил за них молиться, вынимает за них частицу на проскомидии, и это - самое главное, что он может отдать человеку. Да, конечно, и священник грешит, и «дрова рубит», и ошибается, но все равно он имеет дерзновение пред Богом за людей, и если человек встает не на ту стезю, то Господь по молитвам духовника всё дело может выправить, и исправить то, на что у самого человека сил не будет.

Можно ли обойтись без духовника? — А как можно слепому обойтись без поводыря? Если у человека нет духовника, значит, ему самому приходится трактовать Священное Писание. Наверное, с помощью какой-то литературы это и возможно делать, но живое слово, живой пример — совершенно другое. Это сродни казуистическому делопроизводству: как поступить в каком-то конкретном случае, опираясь на опыт другого, который прошел через подобное и знает, как в какой ситуации надо действовать. И совсем не обязательно духовный опыт приобретается на исповеди, это может быть и в простой беседе. Вспомним, например, Паисия Святогорца, который просто разговаривал со своими близкими, а слова шли от души к душе, и накрепко запоминались. Духовный опыт впитывается порой даже и не через слова, а по образу, по духу. Воспитывать можно по-разному: «делай, как я сказал!» или «делай, как я!». Настоящий духовник воспитывает примером.

Добавлю, что иной раз, как ни покажется неожиданным, бывают прихожане, которые знают духовную жизнь лучше иных батюшек, знакомы с ней изнутри. Но они сами в свое время прошли хорошую школу молитвенного делания под руководством опытного наставника. Поэтому надо непременно учитывать, что мы учимся друг от друга. И не обязательно опираться только на опыт священника. Я сам, например, знал нескольких глубоко верующих мирян — они уже ушли из жизни, — которые мне показывали немало примеров действительно православной жизни, и я до сих пор помню, что они говорили. Есть на этот счет одна поучительная притча. Один святой жизни пустынник совершал литургию по арианскому чину, служил благоговейно, в сослужении Ангелов. И как-то раз он оказался в другой общине и во время службы ему указали на это. Тот удивился, ведь Ангелы его никогда не останавливали. И когда он в своём храме опять совершал обедню, то обратился к Небесным Силам: «Что же вы мне ничего не сказали, ведь я-то служил как еретик?». И был ему ответ: «Человеки научаются от человеков». Мы всегда друг от друга учимся. Поэтому человек, который более зрел, более грамотен, более искушен, как сказано у апостола Павла: будучи искушен, сам может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18). Конечно, духовником далеко не всякий священник может быть. Тому свидетельство младострачество, которое весьма процветает сейчас у нас: едва успев принять сан, священник уже обрастает духовными чадами.

А вообще, без духовника крайне трудно, даже невозможно, обойтись. Разве в научной жизни без научного руководителя возможно? Потому что есть тот, кто впитал в себе опыт предыдущих поколений и помнит, как поступил Иван Васильевич в одной ситуации, а Василий Иванович — в другой; знает принцип поиска, выработанный годами, знает методологию: как и где искать. Так и в пастырстве.
Для меня трудный вопрос: сравнить жизнь без духовника и с духовником, потому что я всегда был около тех, кто обладал образом верного видения, даром духовного рассуждения. А как духовная жизнь без духовника происходит? Ну, наверное, сам в себе «варишься», сам себе хозяин, сам себе голова, «сам себе режиссер». Таким образом рождается сектантство, отсечение от Церкви. Духовника бывает непросто обрести, но пробовал ли человек по этому поводу молиться? Пускай пробует, пускай ищет: подойдет к одному на исповедь, к другому, поговорит. И тогда рождается духовная связь, и человек чувствует, что родился заново. Недаром наставника называют духовным отцом. Но чаще всего человек находит своего пастыря в том храме, куда привел его Господь в первый раз.

Если же говорить о той помощи, которую мы получаем от духовника — это, прежде всего, его молитвы, как говорил выше, и, конечно, добрые советы.

Олеся Николаева, поэт, преподаватель Московского Литературного института:

— Человек, не имеющий духовника, пусть даже и привыкший анализировать свою жизнь, рассматривать возможные последствия своих поступков и имеющий готовность за них нести ответственность, безусловно, оказывается в более уязвимом положении, чем тот человек, у которого духовник есть. Потому что наше поврежденное грехом естество подчас дает нам такую искривленную «оптику», что мы совершенно неадекватно начинаем воспринимать события и себя в контексте этих событий. Нами начинает руководить очень тонкое чувство самолюбия или человекоугодия, а мы думаем, что поступаем честно и правильно, по воле Божией, но на самом деле можем оказаться всего лишь игрушкой в руках лукавого, который, конечно, хитрее нас и куда лучше знает всякие потайные психологические ходы своего «клиента».

А человек, у которого есть духовник, причем духовник, который его знает на протяжении длительного или хотя бы некоторого времени, посвящен в тайны и особенности его жизни, семейных обстоятельств, психологического склада, ведает о его возможностях или, наоборот, каких-то слабостях,— в какой-то мере защищен от собственной духовной кривизны и ложного выбора воли, «удобопреклонной ко греху», как определяли ее Святые Отцы. Безусловно, думаю, жизнь под руководством духовника, более богоугодна и в духовном плане безопасна.

Я лично могу с уверенностью сказать, что без духовника обойтись трудно. Очень трудно. Конечно, бывают такие обстоятельства, когда его нет рядом или он недоступен для общения, но тогда ищешь какого-то человека, мудрого и зрелого, у которого можно было бы поверять свои жизненные решения, поступки,— может быть, у человека более духовного или даже просто старшего. Вообще же, кто-то из Святых Отцов писал, что если человек хочет узнать волю Божию, то он ее узнает даже от младенца. Поэтому, мне кажется, в ситуации, когда человек оказался где-то далеко, за границей, где нет православного храма, и ему приходится жить в иноязычной или тем паче - инокультурной, иноконфессиональной среде, то если он с молитвой обращается к Господу и учится читать события, которые происходят с ним, если его душа находится в диалоге с Промыслом и желает знать волю Божию о себе, если он внимательно живет, то он, по милости Божией, не погибнет. В Евангелии Христос говорит: «Замечайте, что слышите» (Мк. 4, 24). Если бы мы действительно это замечали, мы могли бы узнать все необходимое для нашего спасения.

К счастью, мы живем в православной стране, у нас такое количество храмов, у нас замечательные священники с самыми разными духовными дарованиями — есть добрейшие простецы, есть психологи-интеллектуалы, есть молитвенные аскеты-монахи, суровые или, наоборот, очень милостивые,— и каждый себе может найти духовника по своей склонности и устроению.

В моей жизни бывают такие периоды, когда мой духовник находится очень далеко. Я страдаю, оттого что не могу с ним какие-то вопросы проговорить, какие-то свои внутренние конфликты разрешить. И тогда я это пытаюсь сделать на исповеди, принося эти жизненные недоразумения священнику, которому я исповедуюсь. Вообще, по-моему, верующий человек, наверное, очень бы хотел, чтобы в некоторые моменты жизни перед ним возникал Ангел-хранитель, и, попросту, говорил, как ему нужно поступать в том или ином случае, потому что бывают такие запутанные ситуации... Но Господь по некоторым причинам этого не допускает: Ему дорог человек в своей творческой свободе, не детерминированный ничем в своем личном выборе.

И если говорить о назначении духовника, то полагаю, что оно в том, чтобы помочь человеку расслышать свое призвание, приоткрыть замысел Божий о себе самом, помочь найти духовный смысл происходящего с ним, то есть привести ко Христу.

Священник Сергий Масленников, клирик подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве:

— Без духовника очень трудно искать путь спасения. Без него практически невозможна жизнь в Церкви — это вам скажет любой человек, живущий церковной жизнью — от простого прихожанина до Владыки. Потому и приезжают к старцам-духовникам, советуются, спрашивают. И беспрекословно исполняют то, что он им скажет, даже если это бывает трудно.

Духовник учит отсечению своей воли. Поэтому окормление у духовного отца — это, в первую очередь, жизнь в послушании. Исполнения советов духовника боится враг.

Конечно, и без духовника можно идти по пути спасения и спастись, но тогда путь из пункта «А» в пункт «Б» будет не прямолинеен. Хорошо, если сложилось так, что живешь недалеко от Лавры или какого-то монастыря,— там есть духовники и можешь выбрать пастыря по своему сердцу. А в отдаленном небольшом городе не каждому дано найти с большой буквы «Духовника», и живущим там людям не приходится говорить о «высокой» духовной жизни. Но тогда Господь и спрашивает с человека меньше. Бог исправляет отсутствие пастырской помощи либо дарованием человеку собственного духовного опыта, либо скорбями.

Но в моей жизни не было такого момента, когда бы я был без духовника. Да, они менялись, но были всегда, поэтому лично мне трудно сказать, как складывалась бы моя жизнь без духовника.

Обычно лукавый пытается «выстроить» свой «город» в душе человека и запутать его пути, окружая сердце стеной условностей. И человек зачастую поддается этим искушениям. А духовник по благодати Божией за послушание чада ему имеет силу рушить эти «непроходимые стены». Для этого надо, ничего не утаивая, рассказать духовнику о постигших искушениях, и тогда он укажет выход, и по его молитвам разрушатся все вражии «построения», и, освободившись, человек сможет двигаться дальше по своему духовному пути.

Шалотина Ирина Юрьевна, врач-неонатолог высшей категории, член епархиального Общества православных врачей:

— Счастлив тот, кто по милости Божией обрел духовного отца! Потому что как бы ни был общителен и коммуникабелен человек, он одинок в своей духовной жизни.

Открыть свою душу с целью ее очищения от греха наиболее полно возможно только духовнику. Он, регулярно принимая нашу исповедь, узнает нас гораздо лучше, чем близкие родственники и друзья. А потому и наставление его самое правильное.
Принимая какое-либо решение, я долго мучаюсь сомнениями. Но стоит взять благословение у духовного наставника, как проблема разрешается благоприятно, хотя иногда и неожиданным образом. Ведь это сам Господь рукою священника благословляет дела наши, если они угодны Ему. А каким источником мудрости и добродетели являются духовные беседы! К ним стремишься от бытовой суетности, чтобы обрести твердость и уверенность в том, что все преходяще, кроме Любви. Окормляемые духовником чада становятся приходской общиной, в которой легче переживаются все невзгоды.

В трудные моменты своей жизни я всегда ощущаю молитвенную помощь духовного отца, который ведет нас, своих чад, к спасению.

Марина Шмелева, сотрудница Свято-Троицкого собора г. Саратова:

— Когда человек исповедуется у разных священников, многие вопросы духовной жизни ему поневоле приходится решать самому. Получается, что с одной стороны он вроде бы держит совет со священником, а с другой? сам себе голова и сам себе руководитель. В то время как духовник помогает соотнести внутренний опыт верующего с отеческой традицией, с голосом Церкви. Советуясь с ним, христианин живет уже не по своему разуму, смиряется перед чужой волей, учиться слушать и слышать. Собственные поступки, мысли, чувства он может увидеть как бы взглядом другого человека. Причем взгляд духовника, с одной стороны, объективен: ведь он не связан с нами родственными или приятельскими отношениями. С другой стороны, это взгляд не постороннего, которому безразлична ваша судьба, а жалеющего вас человека. Наверное, все это имела в виду моя подруга-казашка, когда сказала: «Какие вы, христиане, счастливые, что можете пойти на исповедь, поговорить, посоветоваться!».

Также духовник нужен для того, чтобы делиться со своим чадом опытом духовной жизни. Чтобы верующий человек видел пример современной ему жизни во Христе. Ведь в жизни много ситуаций, когда недостаточно прочесть умную книгу. Бесценными в такой момент оказываются совет и живое слово участия.

И, конечно, духовник нужен для поддержки и утешения. В наше время человек, который стремиться жить по заповедям Божьим, окружающими воспринимается как странный, несовременный, а то и не совсем здоровый. Родственники, близкие, друзья порой не просто толкают христианина на грех, но еще и всем видом показывают, что это норма человеческих отношений. В такой ситуации просто жизненно необходимо увидеть, что на пути ко Христу ты не один, что вас, по крайней мере, двое.

Православие и современность № 5, 2007

Обязательно ли исповедоваться у одного и того же священника? Надо ли особо искать духовного наставника? Допустимо ли менять духовника? Когда духовник становится духовным отцом?

Кто такой духовник? Не всегда ответ на этот вопрос очевиден: иногда люди пытаются наделить священника слишком широким кругом «полномочий» – ищут в нем наставника не только в их духовном исправлении, но и в разных жизненных, порой даже бытовых ситуациях. Верно ли это? Зачем на самом деле нужен духовник? Рассуждает настоятель Петропавловского храма г. Саратова игумен Нектарий (Морозов).

К сожалению, зачастую люди, приходящие в храм, считают приемлемым для себя исповедоваться сегодня у одного священника, а в следующий раз – у другого. Хотя это странно, ведь мы для исцеления какой-то телесной болезни постараемся найти одного хорошего врача, чтобы он нами всё время занимался.

То же самое можно сказать и о взаимоотношениях человека и священника. Когда к священнику кто-то приходит на исповедь один, второй, третий раз, он начинает понемногу этого прихожанина узнавать: обстоятельства его жизни, его внутренний склад, какие-то личностные особенности. Так складываются доверительные отношения, человек начинает у этого священника окормляться, который постепенно становится его духовником.

В среде верующих бытует такая идея: нужно сначала попросить священника быть духовником, тогда он будет не просто принимать исповедь, но и особо молиться за свое духовное чадо. На мой взгляд, можно, конечно, и попросить, но дело в том, что христианская жизнь не терпит никакого формализма. Если священник человека регулярно перед собой видит, проникается какими-то его скорбями, печалями, нуждами, относится к ним как к своим в каком-то смысле, то он, безусловно, будет об этом человеке молиться. Если же священник, у которого человек исповедуется несколько лет подряд, не молится о нем, то странно ожидать, что после такой просьбы начнет.

Церковная жизнь должна быть совершенно естественной, природной, как дыхание , и в ней не нужно каких-то сложных нагромождений, конструкций, связанных с испрашиванием чего-либо и с ответом на это – положительным либо отрицательным. А иначе какие-то торжественные заявления звучат, люди как бы о чем-то договариваются даже, но эти отношения не складываются. Когда же они сложились, то совершенно необязательно это специально как-то называть. Есть сам факт, и он гораздо более значим, чем любые его наименования.

Духовник и духовный отец

Существуют определенные различия между духовником и духовным отцом . Наверное, можно охарактеризовать их так: духовник – это священник, у которого человек регулярно исповедуется и с которым регулярно советуется, а духовный отец – это священник, которому удалось способствовать именно рождению человека для христианской жизни . Ведь процесс вхождения в эту жизнь не всегда бывает безболезненным: подчас и страсти восстают, и искушения одолевают. И когда священник всё это вместе с человеком переживал – подобно родителям, которые сидят у постели больного ребенка без сна и отдыха, пока не поставят его на ноги, – тогда возникает это отцовство. И сам человек начинает так к священнику относиться. Это совершенно определенный уровень заботы и ответственности духовника и доверия и послушания чада.

Обретение духовника – это всегда таинство

«Нужно ли духовника как-то специально искать, и как это делать правильно? » – вопрос очень распространенный. Намного проще, когда человек ходит в какой-то один храм, живет жизнью прихода и обретает там духовника. Но может получиться так, что он пришел в какой-то конкретный храм, расположенный ближе к дому или почему-то по сердцу пришедшийся, но там не встречает священника, который бы вызывал особое чувство доверия, ответы которого на вопросы соответствовали бы его внутренней духовной потребности, его нужде. Ведь в жизни мы тоже общаемся со многими людьми, но немногие становятся друзьями и близкими. А в идеале, конечно, духовник или духовный отец должен быть близким человеком – тем, с кем ты единомыслен . И тогда совершенно естественно пойти на службу в другой храм или забраться в Интернет и почитать, что говорит такой-то священник, что пишет такой-то. А бывает, услышишь в храме чью-то проповедь, которая тронет сердце, и в результате поймешь, что именно этот священник может стать настоящим наставником для тебя.

Не всегда так получается, но это не значит, что не надо жить церковной жизнью и постоянно ходить к одному и тому же священнику на исповедь и обращаться за советом. Я сейчас говорю скорее о некоем идеале, к которому нужно стремиться.

Обретение духовника или духовного отца – это всегда таинство . Мне запали в сердце слова одного священника о том, что исповедь – это таинство усыновления: во-первых, человека Богом, потому что он вновь из сына, ушедшего на страну далече, превращается в сына возлюбленного, который вернулся в отцовский дом; а во-вторых, своего рода человека священником, потому что между ними устанавливаются особые отношения.

Если у пасомого присутствует подлинное желание измениться, если всё всерьез, по-настоящему, глубоко, то это становится залогом такого же искреннего и серьезного отношения к нему священника и он как пастырь может гораздо больше дать. И тогда эти самые отношения сыновства и отцовства завязываются и устанавливаются.

Ведь порой ты будто топчешься на месте, потому что приходящий раз за разом на исповедь тебя не то что не слышит – не слушает. Ему не нужны твои слова, а нужно что-то свое, и это «что-то» может находиться вообще не в плоскости христианской жизни. Такого человека получится утешить, поддержать, но его духовная жизнь не получит развития, и в какой-то момент эти отношения себя изживут и перейдут к некоему взаимному разочарованию.

Безусловно, одна из задач священника – указывать человеку на эти и другие его ошибки, точнее – помогать их увидеть, чтобы он не блуждал кругами, а шел более прямым путем, сократил его. Такой своего рода навигатор. Еще точнее сказать: духовник помогает пройти тем путем, которым он сам когда-то прошел.

Нужно ли и можно ли менять духовника?

Бывает такая деликатная ситуация, когда человек, окормлявшийся у одного священника, потом по какой-то причине понимает, что ему хочется обратиться за духовным советом к другому батюшке и исповедоваться уже у него. Стоит ли к этим своим внутренним потребностям прислушиваться?

На мой взгляд, человек должен в Церкви искать того, что служит к созиданию его души и помогает идти ко спасению. И если ты понимаешь, что священник не может ответить на важнейшие вопросы твоей жизни, то, безусловно, будешь искать другого – это совершенно правильно и естественно .

Но надо при этом по отношению к себе быть, наверное, даже более строгим, чем к священнику. Ведь очень часто бывает, что человек, задавая вопросы, ждет, чтобы ответы изменили что-то в его жизни, а сам при этом ничего не делает. Но те ответы, которые мы получаем, могут лишь указать нам направление пути, побудить к какой-то внутренней работе. И если этой работы не будет, то спустя какое-то время ответы утратят для нас как бы свою актуальность . Нередко именно из-за этого люди вступают на путь неких блужданий в Церкви.

Иногда дело вовсе не в том, что священник не дает тебе чего-то важного, потому что он не внимательный, не начитанный, не глубокий, а просто ты в какой-то момент понимаешь, что другой священник ближе тебе по духу. Как при этом поступить? Я считаю, что здесь нет какого-то единого правила, всё достаточно индивидуально. Один пожилой батюшка говорил: если у тебя есть духовный отец и ты по какой-то причине от него уходишь к другому священнику, то у тебя, возможно, будет хороший духовный отчим, но уже не отец . Это, подчеркиваю, в том случае, если был именно духовный отец. Если же таких глубоких, серьезных внутренних отношений не было со священником, тогда я к перемене духовника никаких препятствий не вижу.

С духовником или без духовника?

Можно ли обходиться совсем без духовника? Не иметь священника, к которому ты приходишь на исповедь регулярно и которому ты задаешь какие-то вопросы, – на мой взгляд, нельзя, это будет совершенно неправильно. А вот без духовника, который может тебя вести путем христианской жизни, который может быть в какой-то степени учителем этой жизни, людям порой приходится обходиться. Потому что само духовническое служение требует от пастыря достаточно большой отдачи и самопожертвования. Но у современного священника, как и любого современного человека, очень мало к такой самоотдаче способности.

Однако надо помнить: всё, что нам не дают люди, может восполнить Господь . В патериках есть такие слова: «Богу угодно, чтобы вы, люди, исправляли друг друга и вы, люди, прислушивались друг к другу ». Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать тем, что Господь посылает. Если священник тебя чему-то может научить, пусть научит. Если потребуется впоследствии что-то большее, Господь тебе это большее даст: или у другого священника, или в этом священнике нечто откроется.

Господь восполнит, если мы со смирением и с доверием будем у Него этого искать . Но это в тех случаях, когда мы действительно ищем.

Игумен Нектарий (Морозов)
Подготовила Инна Стромилова
Православие.Ru

Просмотрено (78) раз

Надо сказать, что слово "духовник" я узнала в более чем солидном возрасте, мне было за тридцать, а моя яркой лентой вьющаяся жизнь каким-то неведомым для меня образом в одночасье превратилась в удавку на шее, и, движимая инстинктом самосохранения и четким осознанием того, что мой месячный младенец не обойдется без меня, бросилась я за помощью к профессионалам.

Разные врачи и целители, иглоукалывание и мануальная терапия, психологи и даже психиатр, который восхитился моим душевным здоровьем, гипнотизер, почему-то гипнотизировавший исключительно мои коленки.
Было пройдено все.

Специалисты разводили руками, а меня становилось все меньше. В буквальном смысле.
Опытный врач предупредил мужа, что дело плохо: я потеряла 15 кг живого веса и, по всей видимости, в скором времени готовилась расстаться с оставшимися килограммами.
Ночи перестали быть ночами, дни днями. Мутное бордовое облако страха туманило глаза.

И вот как-то вечером я зашла в церковку около дома. Это была маленькая деревянная часовенка.
Приползла я туда, конечно, просто от безысходности, не движимая никакими идеями, никакими мыслями о Боге.
Так больное животное инстинктивно идет туда, где есть растения, которые могут помочь.

И абсолютно в классике жанра в храме меня, мягко говоря, не поняли и не приняли.

Не буду рассказывать подробно, потому что почти у каждого есть такая история.
Видно, не на тарелочке с голубой каемочкой преподносится возможность войти в церковь тем, кто долгие годы осознанно не желал этого сделать.

Но что-то заставило меня предпринять попытку номер два.
В результате я оказалась на территории самого древнего женского московского монастыря.
И первый же священник, к которому я обратилась, иеромонах Никодим, внимательно посмотрев на меня, радостно воскликнул: "Кокое хорошее искушение! Знакомое!" - батюшка заметно окал.

Эти совсем непонятные, наверное, для стороннего человека слова вдруг ровным светом осветили ту черноту, которая жрала меня все эти месяцы.

И я впервые поняла, что вся эта боль - не я. Я - другая. Поэтому надо бороться.

До этого все специалисты рассматривали все, что со мной приключилось, как неотъемлемую часть меня.
И это делало ситуацию безвыходной: от себя не убежишь!

И только опытный в духовной брани монах сразу наметил верную стратегию: бей темноту без жалости, спасайся!

Думаю, отец Никодим спас мне жизнь.

Я стала ходить на службы. Исповедовалась и у отца Никодима, и у духовника монастырского, очень опытного батюшки, отца Николая.

К отцу Николаю подошла первый раз, потому что искала ответа, как правильно жить в семье. У монаха решила не спрашивать, наивно полагая тогда, что семейные проблемы не та тема, которой должны касаться монашествующие.

С детства я привыкла понимать мир через книги.
И тогда сразу накупила разной литературы и стала штудировать.
Вот тут-то и узнала, что очень хорошо, когда у верующего человека есть духовный отец.

Прочитано - принято к руководству! Я стала искать отца.

Начала, как и многие новоначальные, сразу со старца.
А чего мелочиться! Пусть старец руководит, точно плохо не будет.

Но со старцем как-то все не получалось. Тогда я сама себе назначила в духовники отца Николая и несколько успокоилась.

Стала исповедоваться у него, причащаться в монастыре. Отец Николай даже обвенчал нас с мужем.
В Барвихе, в прекрасном деревянном храме. Венчание было очень необычным. Но о нем я не буду рассказывать здесь.

Только одно стоит упомянуть: муж мой венчался потому, что жалел меня и очень переживал, глядя, как мне плохо. Сам на тот момент он в церковь не ходил и не видел в том необходимости.

В храм я водила только моего младшего сына, тогда еще совсем малыша.
И не в монастырь, а в ту маленькую часовню около дома, откуда меня когда-то прогнали.

Малыш часто причащался и очень любил службы. Удивительно, но он постоянно и очень грустно спрашивал меня:" А почему папа никогда не ходит с нами в храм?"

И вот однажды после службы мы с малышом уже выходили из церкви, как вдруг меня окликнул священник:" Вы мама Еремея? Подойдите ко мне."

Я подошла. Батюшка, иерей Александр, что-то спрашивал, я отвечала, а потом он вдруг строго сказал:
"Вы должны какое-то время походить ко мне на исповедь. У вас очень тяжелая ситуация."

Я страшно возмутилась и стала горячо объяснять, что хожу в другой храм, что могу и там исповедоваться, что не обязана, не хочу, не буду...

С этим же чувством я шла из церкви домой, проговаривая про себя что-то вроде:" С какой стати, и не буду, и чего еще придумал!"

В следующую субботу я стояла на исповедь в очереди к отцу Александру.

И через субботу. И все субботы подряд. И вдруг, месяца через два, я почувствовала, что все изменилось во мне, вокруг меня.

Я приходила потихоньку в себя, у мира появились краски, а мой муж стал вместе со мной держать Рождественский пост. Сам. Я никогда и никого из своих родных не уговаривала ни поститься, ни ходить на службы.

И вот последний день поста. Я иду в церковь, муж со мной.
Толпа людей, батюшки и не видно. Муж, в ужасе оглядываясь, жмется к свечной лавке.
И вдруг через толпу! К нам! Батюшка!
Он хватает мужа руку и ведет за собой. Я слышу, как муж смущенно бормочет:
- А что вы меня за руку ведете? Боитесь, что сбегу?
- Боюсь, - без тени улыбки отвечает отец Александр.

Я смотрела через море голов, как отец Александр исповедует моего Александра. То, что я чувствовала, не могу вам рассказать.

Счастье, когда рождается на свет дитя. Но в тысячу раз большее счастье, когда рождается душа -христианка. Никогда я не любила своего мужа так сильно, как в тот момент, никогда не была так счастлива.

А потом батюшка окрестил моего папу, которому было на тот момент 82 года, причастил мою 84-летнюю бабушку, которая до этого была в храме только в младенчестве, стал духовным отцом и моей родной сестры, обвенчал старшего сына с его избранницей, покрестил нашего Добрыню Никитича.

Когда мой папа в тяжелейшем состоянии попал в реанимацию, я сразу набрала телефон отца Александра. У батюшки было воспаление легких, он лечился дома.
Я помню его быстрые слова:
- Немедленно выезжаю, я все сделаю, я знаю как. Я пройду в реанимацию.

Но через пять минут я уже знала, что у меня на земле остался один отец, духовный.

Зачем нужен духовный отец?
Я не смогу ответить так, как надо, доказательно, компетентно.

Я вчера опять была на исповеди.
Этот пост тяжело идет у меня.
И вот в смутном настроении говорю на исповеди я о своих обычных грехах, о том, что опять ничего не могу и не умею, молча слушает меня батюшка, накрывает мне голову епитрахилью, читает молитву.

Я выхожу на деревянное крыльцо, и небо бросается мне в глаза, а внутри только радость и тишина.

Есть всему этому объяснение? Рационального - нет.

А другие объяснения этот мир не принимает.
А духовный отец - он не только в этом мире. Он - навсегда.
Каждый день я читаю молитву за духовного отца, где есть такие строчки:
"Господи, Ты соединил нас на земли и не разлучи нас и в Небесном Царствии Твоем..."

И я верю всей душой, что так и будет.

error: